18 апреля – День воинской славы. 780 лет назад князь Александр Невский на Чудском озере победил крестоносцев (1242).
Ледовое побоище – это одна из самых известных битв в истории России, которая на протяжении многих поколений описывается авторами самых разных исторических учебников и учебных пособий, вне зависимости от существующего в стране строя и курса руководства. Историческое значения битвы на Чудском озере в том, что русские войска под предводительством Александра Невского сумели остановить наступление мощной армии крестоносцев на русские земли. Факт завоевания их крестоносцами означал бы конец для самого существования Руси. Ведь именно тогда и был положен фактический конец агрессии немецких крестоносцев в восточном направлении.
Герои Ледового побоища
Невская битва и битва на Чудском озере не случайно являются ярчайшими страницами героического прошлого русского народа. Победам Руси над внешним врагом посвящено множество научно-исследовательских и художественных работ, в которых анализируется фактический материал, сохранившийся до наших дней благодаря летописцам. Внимание привлекают причины сражений, ход событий, итоги, вооружение, тактика ведения боя и, конечно же – личность Александра Ярославича. Говоря о военных успехах русских ратников, многие исследователи убеждены, что победа была достигнута не только благодаря таланту юного князя Александра, но и прежде всего — патриотизму его соратников, дружинников и ополчению.
В летописях XIII в. сохранились описания многих интереснейших фактов, из которых мы узнаём о шести «храбрых мужах» Александра Невского, особенно отличившихся в борьбе с крестоносцами. Любопытная запись сделана автором «Жития святого и благоверного князя Александра Невского»: «Тако бо бяше у князя великого Александра множество храбрых».Далее летописец повествует о том, что накануне битвы «князь вошёл в храм, долго молился: «Суди меня Боже, и расуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне Боже, как Ты помог в древние времена … и прадеду моему Ярославу победить окоянного Святополка». Затем подошёл к дружине своей и всему войску и произнёс речь: «Умрём за святую Софию и вольный город Новгород! Умрём за святую Троицу и вольный Псков! Зане у русичей нет судьбы иной, чем боронить свою землю Русскую, православную веру христианскую!» И все воины ответили ему единым криком: «С тобой, Ярославич, победим или умрём за русскую землю!
Подвиги Гаврилы Олексича, как самого выдающегося участника битвы, автор «Жития» описывает первыми.
Воевода Гаврила Олексич – правнук легендарного воеводы Ротди (Рачи или Ратши или Радши) прибывший из Германии в Новгород в конце XII в., один из ближайших дружинников князя Александра. Гаврила Олексич отличался богатырской силой, прослыв ловким и бесстрашным воином. Вместе с князем он принимал участие во многих походах и сражениях. Воевода имел отличное вооружение и доспехи. Прежде чем мы оценим его роль в победе над тевтонами, вспомним факт, малознакомый непрофессионалам.
Воевода Гаврила Олексич – правнук легендарного воеводы Ротди (Рачи или Ратши или Радши) прибывший из Германии в Новгород в конце XII в., один из ближайших дружинников князя Александра. Гаврила Олексич отличался богатырской силой, прослыв ловким и бесстрашным воином. Вместе с князем он принимал участие во многих походах и сражениях. Воевода имел отличное вооружение и доспехи. Прежде чем мы оценим его роль в победе над тевтонами, вспомним факт, малознакомый непрофессионалам.
Во многих древнерусских летописях говорится о рыцарском поединке князя Александра с одним из самых влиятельных феодалов Швеции ярл — герцогом Биргером. Так, в Лаврентьевской летописи, в записи под 6748 годом («от сотворения мира»), сообщалось, что во время битвы со шведами 15 июля 1240 г. Биргер опустил забрало шлема, увенчанного страусовыми перьями и золотой короной ярла, выставил вперед тяжёлое копье, прикрылся щитом и пустил лошадь в галоп. Александр в открытом шлеме, со щитом красного цвета, на котором был изображен золотой леопард, вставший на дыбы, в красном плаще «корзно», выставив копьё, ринулся навстречу. Биргер промахнулся, а новгородский князь ударил ярла в шлем. Завязки забрала с треском лопнули, и острие копья боком порезало щеку шведского военачальника. Как сказано в летописи — «князь возложил печать на чело его». Падавшего с коня Биргера подхватили его оруженосцы и побежали с ним к кораблям, а за ними и всё шведское войско пустилось наутёк. Они садились на суда и, ломая вёсла, бежали по Неве в Балтийское море.
Героизм боярина и старшего дружинника Гаврилы Олексича в том, что он сражался у самой воды, не пуская неприятелей с берега на корабли и с кораблей на берег. Когда он увидел, что шведы уводят на корабль королевича, то на коне ринулся за ним. Недолго думая, Гаврило Олексич бросился по сходням вражеского шнека (парусно-гребное судно). Перепуганные шведские рыцари успели столкнуть сходни в воду, и вместе с ними полетел в невские воды храбрый всадник. Но это приключение не охладило воинственного пыла Гаврилы Олексича. Выбравшись с лошадью из воды на берег, он снова ринулся в толпы врагов, стремясь в первую очередь бить знатных рыцарей. Посреди лагеря состоялся поединок Гаврилы Олексича с одним из виднейших шведских военачальников, закончившийся гибелью рыцаря. Историк Соловьёв писал о Гавриле: «Он сразился со шведским воеводой Спиридоном, убил его, затем рубился с епископом и тоже убил», «…ту убиен бысть пискуп и воевода их…»
Действия Гаврилы соответствуют средневековым рыцарским понятиям о доблести. Можно представить себе, какой ужас вызвал в рядах врагов славный русский богатырь Гаврило Олексич. Гаврила Олексич погиб на следующий же год, совсем молодым. Оставив двух сыновей, которые считаются родоначальниками известнейших боярских и дворянских родов, таких как Свибловы и Челяднины, Кутузовы и Каменские, Бутурлины и Пушкины и др., потомки которых в разные эпохи внесли значительный вклад в сохранение независимости и развитие нашей страны, народа и церкви.
После повествования о Гаврило Олексиче, в «Житие» следует описание подвига « … другой новгородец, Збыслав Якунович». «Сий же, наехав многажды, бияшется единем топором, не имея страху в сердци, неколко от рукы его паде, и подивишася силе его и храбрости», — говорит летописец.
Третий «муж великого князя» – Яков Полочанин (очевидно, родом из города Полоцка), ловчий князя. Он один напал на целый «полк» (отряд) шведов и выдержал бой против всех рыцарей. Здесь сыграло значение не столько числа, сколько сочетание умения, силы и храбрости. Ударил полк неприятельский с мечом в руке и таким мужеством поражал врагов, что сам князь его похвалил.
«Четвертый — новгородец, именем Миша». Уже само скромное имя, без отчества, говорит о том, что это был человек простой, незнатный. С необычайной храбростью бился пеший отряд новгородцев во главе со своим ратником и «потопил три корабля римлян».
«Пятый был некто из младших воинов, по имени Савва». Современники восхищались подвигом новгородца-ополченца. Это был тоже простой и незаметный человек, «из молодых», как характеризует его летописец. Этот новгородец наметил оригинальный план, для того чтобы содействовать общему успеху соотечественников. Сава решил пробраться в центр вражеского лагеря, к златоверхому шатру, который был виден со всех сторон, и подрубить его. Молодой витязь рассчитывал, что падение шатра усилит панику во вражеском лагере: шведы сочтут, что их главные руководители убиты или взяты в плен.
Он наехал на большой златоверхий шатер и подсек у него столб. «Шатер упал, и полки великого князя Александра Ярославича, увидя падение шатра, возликовали». Орудуя в тылу врага, этот отряд вызвал там сильную панику и тем способствовал поражению противника.
Не все герои остались живы. Многие в бою сложили свои головы. Но они дорого продали свою жизнь. Автор «Жития» рассказывает о слуге князя Александра Ратмире — шестой слуга Александра. Согласно летописи, Ратмир был выходцем «изнемец», т.е. из-за границы, но не из Германии, а из Славонии; и был «муж честен», т. е. знатного рода. Упоминается среди членов «младшей дружины» князя Александра. Летопись упоминает, что он сражался пешим и «пал, окруженный врагами». Ратмир стал символом новгородского величия, особо почитаемым героем. Его меч хранился новгородцами и передавался из поколения в поколение. Наиболее известен эпизод, когда этот меч был вручен молодому полководцу Мирославу, зятю Марфы Посадницы, для обороны Новгорода от московского князя Ивана Великого.
Русь, вырастившая немало отважных сынов, всегда любила своих героев и стремилась передать потомству память об их подвигах. И наш летописец, несмотря на то, что не был очевидцем тех военных событий, бережно перенёс на бумагу воспоминания участников. Описывая эти подвиги, древний автор, как и рассказчики-очевидцы, в числе героев называет не только именитых дружинников, но и многих простых людей. «По всему лагерю шла ожесточенная битва: рыцари, не успев облачиться в доспехи, полуодетые схватив мечи, яростно сопротивлялись, но ладожане взяли их «в топоры» и рубили нещадно».
Русские дружины далеко уступали шведам не только численностью, но вооружением. Воины и дружинники имели лошадей, мечи, щиты и доспехи, но большинство ополченцев было вооружено только топорами и вилами. Потеряв в бою оружие, порой вступали в рукопашные схватки. И всё же это была действительно отборная сила: здесь были и верные дружинники Александра, сохранявшие славные традиции и навыки «русского боя», и новгородские вольные молодцы, смелые и отважные. Всеми ими руководила любовь к родине, готовность жертвовать жизнью, отстаивая родную землю. Летописец пишет: «В мале вой своих» выступил Александр». А историк Н. Гумилев отмечает: «Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород».
Виртуальный обзор литературы «Книги об Александре Невском»
1. Шенк, Ф. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой / Ф.Б. Шенк.- Москва: Новое литературное обозрение, 2007.- 592 с. — Текст: непосредственный.
В уникальной по охвату источников книге немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк исследует семивековую толщу памяти об одной из самых легендарных фигур русской истории. Перед читателем разворачивается панорама образов Александра Невского, запечатленных в летописях, агиографии и иконах, идеологии и официальной пропаганде, исторических трудах и политической публицистике, живописи, скульптуре, кинематографе и коммерческой рекламе. Анализируя, как предание об Александре Невском конструировалось и использовалось различными историческими авторами — государственной властью, православной церковью, интеллигенцией, русским национализмом, исследователь приходит к заключению о вкладе этого длящегося мифотворчества в выработку альтернативных версий коллективной идентичности.
2. Баймухаметов, С. Александр Невский. Спаситель Русской земли / С.Т. Байхматутов. – Москва: Астрель,2009. – 221с.
Каноническая фигура Александра Невского подернута густой завесой тумана из мифов и одновременно — официального глянца. На самом же деле его основополагающая роль в истории Русского государства замалчивалась и до сих пор недооценена.
3. Карпов, Ю. Великий князь Александр Невский / Ю.Н. Карпов. – Москва: Молодая гвардия, 2010.- 329 с.
Князь Александр Невский принадлежит к числу наиболее выдающихся людей нашего Отечества. Полководец, не потерпевший ни одного поражения на поле брани, он вошёл в историю и как мудрый и осторожный политик, сумевший уберечь Русь в тяжелейший, переломный момент её истории, совпавший с годами его новгородского, а затем и владимирского княжения. Книга, предлагаемая вниманию читателей, построена не вполне обычно. Это не просто очередная биография князя. Автор постарался собрать здесь все свидетельства источников, касающиеся личности князя Александра Ярославича и проводимой им политики, выстроив таким образом подробную хронику сорока четырёх лет земной жизни великого князя.
4. Анищенков, В. Русское святые воины. От князя Владимира до императора Николая / В.Р. Анищенков. – Москва: Вече,2019. – 288 с.
Воинская доблесть и полководческий гений русских воинов предопределили многие славные победы в истории Руси. Их молитвами и благими делами утверждалось и крепло государство. Во все времена жития русских святых служили духовному укреплению русского человека, примером высокой духовности и беззаветной любви к Отчизне. Книга рассказывает о воинах и полководцах, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых: равноапостольном великом князе Владимире; благоверных великих князьях Александре Невском, Дмитрии Донском, Андрее Боголюбском, Владимире Мономахе, Мстиславе Великом, Георгии Владимирском, Данииле Московском; благоверных князьях Олеге Брянском, Константине Муромском, Васильке.
5.Шишов, А. Александр Невский / А.Шишов.- Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. — 352 с.
Книга повествует о выдающемся древнерусском полководце и государственном деятеле, великом князе Александре Ярославиче Невском, под знаменами которого русичи отразили два крестовых похода — немецких и шведских рыцарей, одержав славные для отечественной истории победы на берегах Невы и льду Чудского озера. За ратные и великокняжеские труды Александр Невский был канонизирован в святые Русской Православной Церковью. Глубина и масштабность исторических событий, скрупулезная фактологическая точность делают книгу интересной для каждого, кто любит историю государства Российского.
В истории борьбы с немецкими завоевателями Ледовое побоище является важной датой. Немцы не прекратили свои походы на Русь, но они уже не могли нанести существенного удара по северным землям. Непосредственным результатом битвы на Чудском озере стало заключение договора между немцами и Новгородом, согласно которому крестоносцы уходили из всех захваченных ими русских земель.
Спасибо за участие!
Материал взят из открытых интернет-источников
Наши мероприятия, Онлайн-мероприятияАлександр Невский, Библиотеки Ростова, Битва на Чудском озере, история России, Ледовое побоище