Автор «Лавра», «Авиатора» и «Брисбена» Евгений Водолазкин обладает тонким литературным вкусом. Признаётся, что большинство любимых книг у него появились ещё в детстве (так в этом списке оказался, например, «Робинзон Крузо»). Но современную прозу тоже читает и уважает – среди его книжных рекомендаций можно найти Прилепина, Шарова, Кадзуо Исигуро и других.
Одна из самых любимых моих книг – «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, своего рода история блудного сына. На всех её описаниях лежит печать подлинности и первозданности, о чём бы ни шла речь – о вере, труде, дружбе, стойкости и даже, возможно, людоедстве. В ней каждый находит своё – от тех, кто устал от общения и мечтает о необитаемом острове, до тех, кого в литературе раздражает обилие сюжетных линий. «Робинзон Крузо» – маленькая модель мира, доказывающая, что личная история в сравнении с историей всеобщей не менее значительна. Она тоже способна творить мир – не такой, может быть, масштабный, но уж никак не менее богатый.
«Жизнь в ветреную погоду» Андрея Битова – это образец стиля.
«Рождение» Алексея Варламова – это небольшая повесть. По глубине и напряжению стоит романа.
«Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро – щемящий текст. Рвущий со многими литературными условностями.
«Обитель» Захара Прилепина – мастерски построенное и честное повествование о Соловках. Эта тема меня интересует, да и не меня одного, разумеется.
Нравятся все три романа Саши Соколова: «Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия». Смешно и трагично.
«Письмовник» Михаила Шишкина – глубокий и трагический роман.
В «Самодержце пустыни» Леонида Юзефовича ритм истории удивительным образом конвертируется в ритм прозы.