25 января -190 лет со дня рождения И.И. Шишкина (1832-1898), русского живописца, мастера пейзажа
Уважаемые читатели! С ранних лет мы все знаем и любим картины Ивана Ивановича Шишкина. «Утро в сосновом лесу» — этот шедевр знают даже люди очень далекие от живописи. «Мишки в лесу», как ее часто называют в народе. Получив признание ещё при жизни, Шишкин был и остаётся одним из любимейших народных художников. Никто до него с такой открытостью не поведал зрителю о своей любви к родному краю. Он передал миру о живой красоте русских лесных пейзажей. С холстов великого художника на нас смотрит лес во всем своем великолепии. «Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. В его картинах ощущаются сила пространства, приглашающего к полету, ликование от присутствия в этом чудесном мире. У каждого дерева на его картинах свое лицо, характер. Можно услышать их голоса или тишину между ними, как между нотами патетической сонаты. Рассматривая картины Шишкина, улавливаешь запахи и свежесть лесную, аромат сосновой смолы, растопленной жарким солнцем, и прохладу тени близ могучих дубов. На впечатляющих по размеру полотнах Шишкин скрупулезно вырисовывал каждую травинку или листок, сохраняя красоту родного края для потомков. Да, пейзажи Шишкина остаются на всю жизнь, как незабываемый с детских лет тот или иной уголок природы. В них- вечное торжество жизни. Весь свой творческий век, около пятидесяти лет, Шишкин писал одно великое дерево- Древо Жизни.
Биографический очерк «Лесной художник И.И. Шишкин»
Иван Иванович Шишкин появился на свет в небогатой, но уважаемой купеческой семье, 13 января 1832 года в расположенном на крутом живописном берегу Камы городке Елабуга. Теперь этот населенный пункт находится в республике Татарстан. С отцом, Иваном Васильевичем, у мальчика сложились теплые, дружеские отношения. Это был умный, начитанный человек, живо интересующийся самыми разными областями науки — археологией, историей, техникой.
С самого детства Ивану Шишкину нравилось рисовать. Отец относился к этому занятию спокойно, но мать, Дарья Александровна, называла рисование «пачканьем бумаги» и мечтала о другой судьбе для своего ребенка — стать чиновником. В 12 лет мальчика она настояла на том, чтобы сына отправили учиться в Первую казанскую гимназию, но уже через 4 года он сбежал домой, категорически отказавшись продолжать обучение. В ближайшие годы Шишкин оставался в Елабуге. Окончательно его желание стать художником сформировалось, когда в город приехали иконописцы из Москвы для работы в местной церкви. Они рассказали Ивану о Московском училище живописи и ваяния. Отец, заметив интересы сына отдаёт его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 — 1856). Наставником молодого человека становится Аполлон Мокрицкий, российский художник, портретист, академик Императорской Академии художеств. Между ними установилась прочная дружеская связь, которая сохранилась спустя долгие годы. Аполлон разглядел в молодом художнике талант, он пророчил ему известность и успешную карьеру. Именно в этот период Иван и определился с художественным направлением и, конечно же, это были пейзажи.
Окончив обучение в училище, Шишкин поступает в петербургскую Императорскую Академию художеств к М.Н.Воробьёву — значительному русскому живописцу и наставнику целого поколения отечественных пейзажистов. Кроме учёбы в Академии Шишкин начинает посещать и другие живописные места Петербурга. В 1860 году художник получает престижную академическую награду — золотую медаль. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В 1861 году Иван Шишкин отправился в Мюнхен, откуда и началось его путешествие по Европе. Он жил в Мюнхене и Цюрихе, рисовал животных и природу, знакомился с интересными людьми и открывал новые виды искусства. Так, в Цюрихе он познакомился со швейцарским художником, профессором Рудольфом Коллером и под его руководством научился гравировать кислотой — «царской водкой». Вдали от Родины художник тосковал, и только усердная работа отвлекала его от хандры. Какое-то время Шишкин провел под Дюссельдорфом в Тевтобургском лесу, где сделал массу прекрасных рисунков карандашом и пером. Его мастерство даже было замечено местными жителями. Он позднее вспоминал о том периоде: «Где и куда ни пойдешь, везде показывают — пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует». Он не только рисовал, но и много писал маслом. Присланные из-за границы работы были одобрены академическим начальством и появились на выставке 1865 года. Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании. Но ни европейская пейзажная живопись, ни европейская природа особого впечатления на Шишкина не произвели. Хотя, время было потрачено не зря, о чем свидетельствует явное совершенствование его мастерства. Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж. В 1866 году Шишкин вернулся в Россию, где с удовольствием принялся писать родные просторы, был активным участником прогрессивного товарищества передвижников. В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления — Товарищества передвижных художественных выставок. В 70-е годы большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: «Лесная глушь», «Чернолесье», «Еловый лес». Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполнены величавой торжественностью.
В 1873 году Шишкин получает от Академии Художеств профессорское звание за картину «Лесная глушь». Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника.
В 90-е гг. организованы две выставки работ художника. Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подлинным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов — все лучшие работы. Творчество всемирно известного и любимого русского пейзажиста открылось с новой стороны для тех, кто еще не был знаком с его гравюрами. Живописный дар мастер столь же ярко проявился и в черно-белых офортных оттисках.
Остаток жизни Шишкин провел в Елабуге, изображая на картинах столь дорогие его сердцу сосновые леса и поля. Тут же, за работой, и умер — 20 марта 1898 года сердце художника остановилось. Его нашли сидящего с кистью перед мольбертом.
Подробнее жизнь и творческий путь И.И. Шишкина представит книга:
Самые известные работы И.И. Шишкина
Благодарим за внимание!