12 апреля — День космонавтики — дата, установленная в память о совершении первого полёта человека в космос. День космонавтики был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Под таким названием он известен и сейчас. С предложением по установлению праздника выступил второй лётчик-космонавт СССР Герман Титов. Именно он стал первым человеком, которым был совершён длительный космический полёт, составивший более суток. Он же стал вторым человеком, побывавшем в космосе, а также самым молодым космонавтом за всю историю. В современной России День космонавтики отмечается в соответствии со статьёй 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
12 апреля — это не только День космонавтики, но и Всемирный день авиации и космонавтики. Таковым он является в соответствии с протоколом 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, которая состоялась в ноябре 1968 года.
Освоение космического пространства всегда будоражило умы ученых и испытателей. 12 апреля 1961 года — совершён первый полёт человека в космос. В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту — Юрием Гагариным. Первый полёт длился 108 минут, за это время корабль «Восток» успел совершить полный оборот вокруг Земли. В ходе полёта было проведено множество базовых тестов: человек впервые пил, ел, делал записи и выполнял простые математические расчёты в космосе. До этого никто не знал, как же на самом деле будет чувствовать себя человек на орбите. Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал. С тех пор каждое 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
Воспоминания Ю. А. Гагарина
Как вспоминает Ю. Гагарин, когда он уже находился внутри ракеты «Восток-1», произошел сбой. Советские техники обнаружили дефект одной из пломб при прикреплении входного люка к капсуле. Поэтому его пришлось снова открыть и решить, что делать дальше. В конце концов люк отремонтировали, старт состоял. Когда ракета взлетела, Гагарина удивило несколько вещей. Во-первых, космонавт ожидал, что сам взлёт будет очень быстрым.«Тем временем ракета очень плавно взлетела и постепенно поднялась со своего места. Сначала я даже не заметил, когда это произошло. Только когда я почувствовал легкую дрожь, а затем все новые и новые вибрации, я понял, что это начало полета», — написано в гагаринском репортаже. Очень удивил космонавта и низкий уровень шума. Он подумал, что внутри ракеты будет настолько громко, что ему будет трудно выдержать это, и в конце концов он описал уровень шума, как шум, сопоставимый с шумом, который слышит пилот обычного истребителя. К тому же космонавта удивили перегрузки, которые действовали на его тело при взлете и подъеме. «Сила тяжести постепенно увеличивалась с высотой, но была достаточно терпимой, во время полета в обычном самолете. Сначала мне было трудно говорить, потому что все мои мускулы были напряжены», — написал Гагарин. Когда космонавт оказался в невесомости, сначала ему не понравилось это ощущение. Потому что он чувствовал, как сжимается его грудь из-за того, что он был привязан очень туго. Когда он привык к этому, он нашел ощущение невесомости приятным. Он сделал несколько небольших тестов и решил что-нибудь выпить и съесть. Вода и таблетки парили перед ним в космосе, но у него не было проблем с их глотанием. Физиологически его тело было в норме, и это была отличная новость как для космонавта, так и для всей советской космической программы. Потому что до того, как первый человек попал в космос, ученые не были полностью уверены в том, как поведёт себя человеческий организм в космосе. В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство. Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете. В 10 часов 55 минут, через 108 минут после старта, «Восток» благополучно опустился на поле колхоза «Ленинский путь» у деревни Смеловки. В ярко-оранжевом скафандре я, наверное, выглядел странно. Первые «земляне», женщина и девочка, боялись подойти ко мне поближе. Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита. Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы обнялись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Земли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встретил. «Восток» спустился в нескольких десятках метров от глубокого оврага, в котором шумели весенние воды. Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета.
Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой:
- был совершён первый в мире групповой космический полёт
- затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г);
- состоялся полёт первого многоместного космического корабля «Восход»;
- Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г)
- В 1968-м году в космос были запущены корабли типа «Союз», где два корабля совершили первую стыковку, в 1969-м – групповая стыковка трех кораблей.
- 19 апреля 1971 состоялся запуск орбитальной станции под названием «Салют-1»,
Наследием Советского Союза для России стали несколько значимых космических программ.
- Орбитальные станции «Мир» и «МКС»
- Беспилотные космические корабли. 20-го января 1978-го года на орбиту Земли вышел первый беспилотный грузовой корабль «Прогресс». После распада Советского Союза Россия продолжила развивать данный проект и после 1991-го года было создано еще четыре модификации корабля.
- Пилотируемые космические корабли. Другим важным наследием Советского Союза является серия кораблей «Союз», включающая ряд модификаций. транспортировкой космонавтов и астронавтов на МКС занимаются лишь российские корабли «Союз». Сегодня ведется разработка нового поколения космических кораблей на замену советских «Союзов», которое символизирует новую эпоху освоения космоса Россией и называются «Федерация». Интересно, что название было выбрано по результатам голосования россиян. Задачи, которые поставлены перед «Федерацией» — это транспортировка космонавтов и грузов на орбитальные станции Земли, а также полет и посадка на Луну. Среди особенностей корабля: наличие санузла, возможность доставки шести людей на космическую станцию и четырех – на Луну (или к астероиду), возможность доставки на МКС груза массой 2 тонны. Новый пилотируемый корабль также заменит и транспортные корабли серии «Прогресс».
Российская космонавтика унаследовала ряд значимых разработок СССР в области космической техники, и сегодня вполне справляется с поддержкой отечественных стандартов, финансируя развитие технологий в области освоения космоса.
Биографический очерк «Легендарные имена — С. П. Королёв»
115 лет со дня рождения Сергея Павловича Королёва (1907-1966), советского учёного и конструктора в области ракетостроения и космонавтики
Сергей Павлович Королёв — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.
Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 г. в г. Житомире. Из-за революционных событий в гимназии Королёв учился недолго — вскоре её закрыли, потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома. В 1922 году поступил в Одесскую строительную профессиональную школу. Уже в школьные годы Сергей отличался неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. Увлеченный авиацией, он вступает в организацию «Общество друзей воздушного флота». Знания по планеризму, истории авиации юноша приобрел самостоятельно, читая все книги, которые только мог достать. Свой первый проект летательного аппарата – планер К-5 – он создаёт в 17 лет. По совету отчима Сергей поступил в Киевский политехнический институт, одновременно с учебой посещал курсы планерного спорта. В 1926 году, отучившись два года в КПИ, будущий гений едет в Москву поступать в Московское высшее техническое училище. Здесь он становится членом студенческого академического кружка им. Н. Е. Жуковского, курсантом Московской планерной школы. В 1929 году на 6-й слет планеристов Сергей Королев привез свой первый планер «Коктебель», а в 1930 году на планере Королева «СК-3» был впервые в мире выполнен элемент «Мертвая петля». Будучи студентом, Королев уже работал сначала инженером Московского авиазавода, а затем руководителем группы. Получив образование, он начал работу старшим инженером в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Прочитав работы К. Э. Циолковского, Сергей Королев загорелся идеей создания ракетоплана. В 1931 году энтузиасты ракетного дела создают группу изучения реактивного движения, в которой Королев возглавил бригаду по разработке ракетного планера РП-1.
В 1933 году создается Реактивный научно-исследовательский институт, где Сергей Королёв разрабатывает проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твёрдотопливных ракет. В 1938 году С. Королёва арестовывают по ложному обвинению и осуждают на 10 лет лишения свободы. Во время заключения он вместе с другими репрессированными авиационными специалистами продолжает конструкторскую деятельность, работая сначала в Московском Конструкторском Бюро при НКВД, а затем в ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16. В июне 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принимает решение о досрочном освобождении Королёва, а уже в сентябре 1945 года он едет в Германию в составе технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники. Получив назначение на должность руководителя создания баллистической ракеты Р-1 (аналога немецкой ФАУ-2), Сергей Королёв сдаёт её на вооружение в 1950 году. Следует работа над новыми модификациями Р-1, создаётся ракета Р-5М с ядерным зарядом, ведутся работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ. Работая над созданием боевых баллистических ракет, Сергей Королёв считает своей главной целью реализацию пилотируемых космических полётов. В 1949 году вместе с учёными Академии Наук СССР он начинает исследования параметров ближнего космоса с помощью ракет Р-1А, Р-2 и Р-5. Параллельно выполняется около 70 пусков ракет с целью изучение поведения животных в условиях перегрузок и невесомости. Идёт отработка средств жизнеобеспечения и возвращения животных на Землю из космоса. 4 октября 1957 года СССР запускает на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли при помощи двухступенчатой ракеты Р-7, созданной под руководством С. Королёва. Далее следуют разработка и вывод в космос геофизического спутника и парных спутников «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли, подготовка и запуск автоматических межпланетных станций «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3». Начинается разработка более совершенного аппарата для мягкой посадки на Луну . 12 апреля 1961 года созданный под руководством Королёва космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту впервые осуществляет орбитальный полёт. За ним следует череда успешных пилотируемых запусков,
Выдающийся ученый и конструктор, оставивший свыше 250 научных работ, статей и изобретений, Королёв обладал уникальным организаторским талантом. Став инициатором создания и председателем Совета главных конструкторов, он обеспечивал в 1945 — 1965 годах техническое руководство и координацию работ всех предприятий и организаций СССР по ракетным, ракетно — космическим и космическим проектам. В 1956 — 1966 годах Королёв возглавляет ОКБ 1, выделенное из НИИ — 88 в самостоятельное предприятие. Дальнейшее развитие программы пилотируемых полётов Сергей Королёв связывал с разработкой пилотируемой орбитальной станции и созданием спутников научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. Однако преждевременная смерть на 60-м году жизни помешала осуществлению планов. Урна с прахом Сергея Павловича Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Работы Сергея Павловича Королёва внесли решающий вклад в развитие пилотируемой космонавтики. Многие его идеи значительно опередили своё время и остаются актуальными в наши дни.
Электронная слайд-презентация «Первые космонавты»
Благодарим за просмотр!
Материал взят из открытых интернет источников