27 августа — День российского кино
Ежегодно, в последний месяц лета, 27 августа мы отмечаем День российского кино. Эта дата выбрана не случайно. 27 августа 1919 года был издан декрет о национализации киноиндустрии. Праздник учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1980 году.
Фраза В.И. Ленина о том, кино является важнейшим из искусств, до сих пор не потеряла своей актуальности. Все социальные сети, гаджеты и мобильные устройства в реальности меркнут перед образами, созданными актерами на экранах. Меняется качество картинки, уровень спецэффектов, возможности монтажа и графики, появляются новые жанры, но не меняется интерес к кинофильмам, их продолжают смотреть, ждать новых релизов, а кино во всем мире продолжает развиваться. Возможно потому, что кинематограф — это тот самый волшебный ключ к сердцу людей, который способен открыть дверь в кладовую человеческих чувств и эмоций.
История кинематографа началась в XIX веке. В Российской империи первый киносеанс состоялся спустя год после первого мирового кинопоказа в Париже. Это произошло в мае 1896 года в петербургском саду «Аквариум».
К 1908 году в одной только Москве насчитывалось более 70 кинотеатров, но смотрели российские зрители преимущественно зарубежные фильмы и редкие документальные отечественные проекты для местного показа.
Петербургское киноателье Александра Дранкова, кинопредпринимателя и фактически первого продюсера дореволюционной России, в 1908 году выпустило короткометражный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин») — экранизацию фрагмента одноименной пьесы драматурга и сценариста Василия Гончарова.
В 1910 году Гончаров предложил Александру Ханжонкову, одному из пионеров российского кино, снять «беспрецедентно» длинный и масштабный фильм об обороне Севастополя в ходе Крымской войны. «Оборона Севастополя» сегодня считается новаторским фильмом своего времени, одной из первых крупных полнометражных картин в истории мирового кино, в которой были применены натурные съемки на воде. С началом Первой мировой войны русское кинопроизводство резко усилило темпы: в 1916 г. снимается около 500 фильмов. К лучшим дореволюционным фильмам можно отнести “Пиковую даму” режиссера Я. Протазанова с артистом И. Мозжухиным в роли Германа.
С появлением кинематографа многие театральные актеры стали сниматься в картинах: Е. Рощина-Инсарова, В. Пашенная, В. Максимов , они несли в кинематограф высокую культуру русской сцены. Но театральные режиссеры были против участия в фильмах своих актеров и часто просто не отпускали их на съемки. Поэтому, с течением времени, в кино стал формироваться свой актерский состав. В начале века, как и сегодня, были свои кумиры. И пока еще зрители до конца не понимали киноискусство, в кинозалы они приходили, чтобы увидеть на экране своих любимых актеров, посмотреть их игру.
Рассказывая о легендах русского немого кино, всегда начинают с Веры Холодной. Именно эта непрофессиональная актриса сумела так покорить нашего зрителя, что стала звездой первой величины в Российской Империи.Ее имя на афише стало залогом успеха любой новой кинокартины. Удивительно, что такой невероятной популярности она успела достичь всего лишь за неполные пять лет карьеры. Актриса успела сняться при этом в нескольких десятках лент. В годы зарождения кинематографа далеко не все театральные актеры стремились попробовать свои силы перед камерой. Иные оказывались просто беспомощными на съемочной площадке. Актриса Малого театра Мария Блюменталь-Тамарина одной из первых была удостоена звания народной артистки СССР и была одной из немногих представителей старой театральной школы, кто сумел принять и полюбить кинематограф.
Актриса Зоя Баранцевич была очень известной в СССР. Она – одна из тех, кто стоял у истоков становления русского кино. Режиссеры любили даму за необычный талант. Актриса умела разговаривать глазами и с помощью мимики легко передавала эмоции. Фильмография Баранцевич для того времени оказалась невероятно большой. На ее счету порядка 30 ролей в кино. Кроме этого она играла в театре.
Одна из первых актрис немого кино, Софья Евгеньевна Гославская снялась более чем в 20 фильмах. Она играла у Чардынина в «Братьях», «Воцарении дома Романовых», «Обрыве», «Домике в Коломне», «За дверями гостиной», «Ревности», «Руслане и Людмиле» и других.
Иван Ильич Мозжухин. Начав сниматься в кино в 1911 году в фильмах компании Ханжонкова, Мозжухин быстро добился успеха благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники, и гротеск. Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом. Владимир Васильевич Максимов был одним из самых популярных актёров немого кино, снялся более чем в 60 фильмах. Коронным для Максимова стал образ «слащавого любовника в безукоризненном фраке». Эра немого кино была достаточно коротка – всего примерно 30 лет. При этом, многие фильмы того периода вошли в золотой фонд мирового кинематографа
В новом Советском государстве кино было провозглашено «важнейшим из искусств», а заодно — главным средством пропаганды и агитации.
В 1919 году открылась Государственная школа кинематографии (будущий ВГИК), где первых советских актеров готовили дореволюционные мастера – Владимир Гардин и Лев Кулешов. На смену дореволюционным «королям» экрана приходят исполнители иного типа, впитавшие идеи Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда, Льва Кулешова. К числу ведущих актеров можно отнести Николая Баталова, Владимира Фогеля, Федора Никитина, Александру Хохлову, Юлию Солнцеву, Игоря Ильинского, Михаила Чехова и других.
В декабре 1922 года возникло государственное фотокинопредприятие — Госкино. К середине 20-х годов из театра, уличных зрелищ, плакатов, поэзии и цирковых трюков выросла новаторская и передовая киноиндустрия.
С этого момента слова «Камера! Мотор!» звучали с завидной частотой. В 1924 году вышел на экраны первый советский фантастический фильм «Аэлита». Одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стал «Броненосец Потемкин». Примечательно, что отечественный кинематограф и заговорил, и обрел цвет стараниями одного и того же человека — Николая Владимировича Экка. Первый советский звуковой фильм и первый фильм, награжденный на международном кинофестивале — «Путевка в жизнь» (1931).
Первый цветной советский художественный фильм — «Груня Корнакова» ( 1936). Главные героини картины — бунтующие работницы большого фарфорового завода в дореволюционной России. В том числе и бесстрашная Груня Корнакова, отец которой погибает во время пожара, устроенного владельцем фабрики ради страхового возмещения.
Как только пробил грозный час Великой Отечественной войны, на новый, боевой лад перестроился и весь аппарат нашей кинематографии. Были сняты такие шедевры, как «Радуга» Марка Донского, «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «В 6 часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера, «Два бойца» Леонида Лукова, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа. Не все актеры 1920-х находят себя в звуковом кино, исполнительский состав серьезно обновляется. Формируется целый пантеон звезд советского экрана: Любовь Орлова, Леонид Утесов, Марк Бернес, Николай Крючков, Борис Чирков, Борис Бабочкин, Николай Черкасов, Николай Баталов, Борис Андреев, Петр Алейников, Евгений Самойлов, Николай Охлопков, Павел Кадочников, Евгений Самойлов, Валентина Серова, Вера Марецкая, Марина Ладынина, Зоя Федорова, Елена Кузьмина, Владимир Зельдин, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Янина Жеймо и др.
Во времена оттепели кинематографисты воплотили на экране множество смелых, необычных, новаторских задумок. «Золотую ветвь» Каннского фестиваля получила картина Калатозова «Летят журавли». Появляется множество комедий, любимых и современным зрителем («Кавказская пленница» Гайдая, «Берегись автомобиля!» Рязанова, «Я шагаю по Москве» Данелии). В 1962 году успеха со своим дебютным полнометражным фильмом добился Андрей Тарковский — «Иваново детство» завоевало «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля. Первый советский художественный фильм-обладатель премии «Оскар» — «Война и мир» (1967).
В 70-е появляются новые шедевры: «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Калина красная» Шукшина, «Сталкер», «Зеркало» и «Солярис» Тарковского, а Меньшов и его «Москва слезам не верит» приносят стране еще один Оскар. В 80-х песня группы Кино «Мы ждем перемен!» звучала в культовой картине Соловьева «Асса», став лозунгом новой эры кино. В это время «гремят» ленты «Иди и смотри» Климова, «Маленькая Вера» Пичула, дебютная для Тодоровского «Катафалк», а также «Астенический синдром» Киры Муратовой. Все чаще на экранах появляются криминальные драмы. Советский кинематограф 1960-х — начала 1990-х годов подарил нам целую плеяду блестящих актеров: О. Даль, А. Солоницын, Р. Быков, М. Кононов, Ю. Богатырев, В. Дворжецкий, Г. Бурков, О. Янковский, А. Абдулов… Они привнесли в позднесоветские фильмы новый образ человека — живого, естественного, неоднозначного, подчас парадоксального.
Что почитать о знаменитых актерах и мире кино
Когда мы смотрим те или иные фильмы, то, в первую очередь обращаем внимание на актеров, сумевших талантливо, а главное – достоверно перевоплотиться в те или иные образы, вызвавших у зрителя симпатию. В основном, это относится к главным героям, на которых строится сюжет и развивается событийная линия. Но никакой фильм не может обойтись без второстепенных и эпизодических персонажей. Многие замечательные актеры создали яркие и запоминающиеся характеры, превратив свои роли в маленькие шедевры. Кто-то из них стал известным, а кто-то всю жизнь находился в тени своих звездных коллег. Представляем вашему вниманию подборку материалов о талантливых актерах, побивших все рекорды по сыгранным в кино ролям.
После распада СССР кинематограф находится в состоянии упадка. Происходит засилье зарубежного кино.Об обновлении российского кино всерьез заговорили только во второй половине нулевых, когда более-менее одновременно в режиссуру пришел десяток режиссеров, сумевших заявить о себе.
В стране растет спрос на сериалы, особенно на экранизацию классики («Идиот», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго»). Режиссеров вновь интересуют экзистенциальные вопросы и тема человеческих взаимоотношений («Остров» Лунгина, «Телец» Сокурова, «Возвращение» Звягинцева). Это же десятилетие дарит киноиндустрии немало новичков, среди которых блеснули Федор Бондарчук («9 рота»), Оксана Бычкова («Питер FM») и Иван Вырыпаев («Эйфория»).
Наш российский кинематограф динамично развивается. Главным отличием современного кинематографа от фильмов прошлых лет является то, что сегодня он не учит только положительному, не отвечает лишь на «добрые» жизненные вопросы, а указывает и на отрицательные стороны жизни. Кинематографистов интересуют не только острые общественные проблемы («Левиафан» Звягинцева, «Портрет в сумерках» Никоновой) — внимание вновь приковано к историческим событиям и личностям («Движение вверх» Мегердичева, «Большой» Тодоровского, «Дылда» Балагова). Учитывая любовь россиян к фильмам о войне, логично, что самым кассовым фильмом нового века оказался «Сталинград» Фёдора Бондарчука.
Чтобы стать популярным сегодня, актёру недостаточно просто играть много ролей — это должны быть главные роли в высокобюджетных проектах, фильмы должны получать кинопремии, участвовать и побеждать в кинофестивалях. К этому стремятся все современные актёры, некоторым это удается. Дмитрий Нагиев начал сниматься в 90-е — самыми громкими проектами тех лет были военная драма «Чистилище» и комедийный сериал «Осторожно, модерн!». Светлана Ходченкова снимается в российских фильмах и сериалах. Самая громкая премьера с участием этой актрисы — драма «На острие». Данила Козловский впервые на экранах появился в подростковом сериале 90-х «Простые истины», а заговорили о восходящей звезде российского кино после выхода фантастического фильма «Мы из будущего» (2008). С тех пор актёр только наращивает обороты. В его фильмографии знаменитые «Легенда № 17», «Духless», «Экипаж», «Викинг», «Матильда». Данила Козловский давно играет только главные роли и собирает за них награды на кинофестивалях, а фильмы с его участием успешно идут в прокате. Константин Хабенский — один из самых любимых зрителями современного кино. Хабенский стал очень популярен в начале «нулевых», когда вышли сериал «Убойная сила» и два фильма по мотивам романов Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Одни из самых громких проектов последних лет — роль в сериале «Метод» и военная драма «Собибор». Юлия Пересильд. Первую роль Юлия Пересильд сыграла в 2003 году в сериале «Участок». Знаковым фильмом для неё стала военная биографическая драма «Битва за Севастополь», где актриса сыграла легендарную женщину-снайпера Людмилу Павличенко. У Пересильд более 70-ти ролей, она востребована у режиссёров кино, сериалов и театров, а в 2018 году получила звание заслуженной артистки Российской Федерации. Ирина Горбачёва — открытие последних лет и самая модная современная актриса. За короткое время Горбачёва сыграла главные роли в драмах «Аритмия», «История одного назначения» и «Тренер», комедиях «Я худею» и «Громкая связь» и трагикомедийном сериале «Чики». Список молодых и талантливых современных актеров постоянно пополняется новыми именами, отечественное кино в России очень популярно и у молодежи, и у старшего поколения.
Спасибо за просмотр!
Материал взят из открытых интернет-источников