28 февраля исполняется 160 лет со дня рождения академика В.И. Вернадского (1863-1945), русского мыслителя, естествоиспытателя
«Вся история науки доказывает, что, в конце концов, прав бывает одинокий ученый, видящий то, что другие своевременно осознать и оценить были не в силах». /В.И. Вернадский/
Уважаемые читатели!
2022 — 2031 гг. — Десятилетие науки и технологий в РФ.
В рамках этого направления мы вспоминаем и рассказываем об учёных и исследователях, внёсших значительный вклад в развитие русской и советской науки. По праву труд гениальных российских учёных можно сравнить с подвигом – многие из них ценой собственной жизни и здоровья осуществляли эксперименты и добивались положительных результатов. Путь учёного проходит в поисках, подтверждающих его гипотезу. Не поддаваясь унынию и усталости, не отступая перед нападками и невзгодами, люди науки упрямо идут к цели. Результатом становятся технические изобретения. Работа российских учёных способствовала формированию потенциала страны, который обеспечивает процветание нации. И именно поэтому важно для всех жителей России знать и помнить выдающихся учёных, цвет нации, которые прославили русскую и советскую науку во всём мире. Благодаря их открытиям и изобретениям, мы можем сейчас пользоваться плодами их труда.
СССР дал миру множество выдающихся учёных, отмеченных международными наградами. Среди них – Владимир Иванович Вернадский –российский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.
Владимир Иванович Вернадский – знаменитый на весь мир российский мыслитель и естествоиспытатель. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Является главным основоположником комплексов основных наук о Земле. В сферу его изучения входили такие отрасли, как: биогеохимия; геохимия; радиогеология; гидрогеология. Является создателем большинства научных школ. С 1917 года является академиком российской АН, а с 1925 – академиком АН СССР. В 1919 году стал первым резидентом АН Украины, затем — профессором Московского института. Он интересовался не только естественными науками, но и посвящал свои труды истории и философии. Владимир Иванович не раз задавался вопросом, сможет ли человек, получив власть над природой, сохранить то, что ему вверено. Естествоиспытатель активно участвовал в становлении биогеохимии — нового знания о химических процессах в недрах Земли. Его труды и достижения были высоко оценены в научной среде и послужили основной для других научных исследований.
Образование
Будущий ученый заинтересовался естественными науками, будучи учащимся гимназии в С-Петербурге, тем самым определив свой дальнейший жизненный путь. После окончания гимназии Владимир был зачислен на 1-й курс Университета в Санкт-Петербурге. Его выбор пал на естественно-математический факультет, где его преподавателями были известные ученые того времени: Д. И. Менделеев, Н. Н. Бекетов.
Интерес к науке
Обучаясь в университете, юноша увлекся наукой о минералах. Во время учебы он путешествовал и изучал природу вместе со своим наставником В. В. Докучаевым. Профессор привил ему тягу к знаниям в области кристаллографии и минералогии. И уже через несколько лет Владимир опубликовал свои первые научные работы. В них выдающийся ученый описывал нефть и грязевые вулканы. Это был период в биографии Владимира Ивановича Вернадского, когда он начал применять неординарный научный подход. Ученый рассматривал природные явления не только с практической, но и с философской точки зрения. Именно в университетский период он стал развивать системное мышление и задумываться о взаимосвязи различных событий и процессов.
В трудах В. И. Вернадского много размышлений о научном мировоззрении. Он пишет: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание. Подобно этим крупным отражениям человеческой личности, и научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные ясные формы проявления»
Карьера
Владимир Иванович успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1885 году, и его труды были высоко оценены в научных кругах. Заметив его интерес к минералогии, В. В. Докучаев предложил молодому человеку принять участие в организации музея при университете. Как было принято в то время, Владимир проходил стажировку за границей — сначала в Германии, потом во Франции. В Мюнхене Вернадский изучал кристаллографию, а в Париже совершенствовался в горном деле. По возвращении домой он занимал должность доцента Московского университета. В его обязанности входило чтение лекций и занятия со студентами.
Научные труды и достижения
Талантливый ученый достиг больших успехов в научной деятельности и внес неоценимый вклад в науку. Биография Вернадского интересна также и тем, что он развивал философские идеи начала 20-го века. Первой серьезной работой Владимира Ивановича стало изучение строения алюминиевых квасцов. Ученый выдвинул гипотезу о коалиновом ядре, которое входило в состав большинства этих минералов.
Работа, связанная с силикатами, стала частью магистерской диссертации, которую Владимир Иванович защитил в 1891 году. Спустя время ученый издал собственный учебник по кристаллографии. Он активно участвовал в экспедициях и изучал строение горных пород. Одновременно с этим Вернадский большое количество времени уделял самообразованию, изучая труды по философии и истории.
Общественная деятельность
Во время учебы в университете Владимир Иванович активно участвовал в общественной жизни, проникнувшись социальными проблемами. Он состоял в народном кружке литераторов, где регулярно делал публикации на злободневные темы. Его волновали вопросы образования в России и общее положение дел в стране. Будучи уже состоявшейся личностью, ученый не остался в стороне от народа и был выбран гласным в Тамбовской губернии. Вернадский открыл бесплатные столовые для бедноты и ходатайствовал о доступности образования. Благодаря Владимиру Ивановичу были открыты школы и больницы в небольших населенных пунктах, организованы библиотеки. Вернадский сознательно посвятил часть своей жизни помощи людям, он искренне желал создать лучшие условия жизни для населения. Он выступал как делегат от Тамбовского земства на съезде в Петербурге и Москве, отстаивая права граждан. Вернадский полагал, что политический курс следует изменить в сторону европейских ценностей. Ученый стал одним из первых, кто развивал либеральное движение в России. В связи с недовольством населения в 1906 году правительство пошло на уступки, учредив Государственную думу. Вплоть до 1919 года ученый состоял в партии кадетов, выступал за ограничение монархической власти, отмену смертной казни и автономию университетов.
Трудное время
В начале 1917 года В. И. Вернадский почувствовал ухудшение здоровья. Он вынужден был уехать на Украину, где попал в гущу событий Гражданской войны. Ученый не сразу принял новую власть, считая революционное движение символом уничтожения русской интеллигенции и разложения национальной культуры. Перебравшись в Киев, он занялся организацией работы в Академии наук и пытался продолжить исследования. Ученый честно исполнял свой долг, стараясь даже в таком круговороте событий сохранить библиотеку с редкими экземплярами книг. Несмотря на постоянную смену властей, пытался договориться о финансировании научных работ. Ученый имел возможность выехать за границу, но не смог оставить Родину и продолжил исследования. Большевистский режим застал его в Крыму в январе 1921 года. Вместе со своим соратником С. Ф. Ольденбургом он был переправлен в Петроград. Вернадскому удалось избежать репрессий благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко, который когда-то являлся его студентом. После непродолжительного ареста ученый был освобожден и вместе с дочерью отбыл в Мурманск, чтобы продолжить работу.
Развитие геохимии
Ученый одним из первых задумался о природе происхождения минералов. Исследователи того времени сходились во мнении о том, что минералогия — это описательная наука. Они старались как можно лучше характеризовать свойства камней и систематизировать их. Взгляды Вернадского по этой тематике существенно отличались, он применил совершенно другой подход к изучению минералов. Прежде всего, ученого интересовало происхождение тех или иных пород и их распределение в земной коре. Таким образом, он поставил новую задачу перед современной минералогией — объяснить эволюцию минералов.Большое внимание Вернадский уделял пути миграции химических элементов в почве и условиям образования пород. С его точки зрения, такой подход имел практическое значение. Он предполагал, что залежи полезных ископаемых имеют определенные состав и свойства благодаря естественным превращениям в земной коре.
Еще один важный факт в биографии Вернадского — его достижения и труды в области углубленного изучения свойств минералов и их систематизации. Он создал новую классификацию на основе свойств соединений углерода и кремния — наиболее распространенных элементов в земной коре.
Идеи о радиоактивных превращениях
Участие ученого в разработке новых технологий — факт, который обязательно упоминается даже в его краткой биографии. Вклад Вернадского в науку способствовал развитию ядерной отрасли в России. По возвращении в Петроград ученый занял пост директора Радиевого института. Предпосылкой к созданию послужила проблема постоянной добычи новых ресурсов во время Первой мировой войны. В этот период Россия столкнулась с нехваткой сырья для оборонной промышленности. В связи с этим с 1915 года была создана специальная комиссия по изучению природных ископаемых страны. Именно тогда началось образование ряда научно-исследовательских институтов.
С конца XIX века существовало единое мнение ученых о неделимости атома. Ситуация изменилась после открытия электрона и начала исследований в области радиоактивности. Выступая на заседании Академии наук задолго до этого, ученый произнес речь о новом виде энергии. Владимир Иванович назвал поиск урановых месторождений основной задачей современной науки. Вместе с тем, предполагая, какой немалой мощностью будет обладать новое топливо, он был обеспокоен за будущее страны. Ученый как будто предчувствовал уже тогда, чем может обернуться неумелое обращение с атомом.
В биографии Вернадского есть период, когда он работал за границей. По официальному приглашению Владимир Иванович проводил лекционные занятия в университете Сорбонны. Именно в это время он сотрудничал с Марией Склодовской-Кюри и продолжил работу с радиоактивными элементами. В 1927 году ученый выпустил на французском языке новое издание по геохимии. Свой последний доклад ученый сделал в 1937 году — так завершился этап исследовательской работы в биографии Вернадского. Его научным достижением и успехом того времени стала идея об определении геологического возраста пород по радиоактивному распаду элементов. Ученый настаивал на создании специальной комиссии в международном масштабе в целях определения точного геологического времени.
Понятие ноосферы
В течение многих лет Вернадский рассматривал в единстве процессы живой и неживой природы. По мнению ученого, биосфера — это самоорганизующаяся система, где протекают процессы миграции жизненно необходимых элементов. Вернадский считал, что состав и свойства биосферы претерпевают изменения под действием человеческих усилий.
Еще один важный факт в биографии Вернадского — формулировка ученым понятия «ноосфера». Это область, подчиненная разуму человека и преобразованная им. Владимир Иванович одним из первых предположил, что в ноосферу когда-то будет включен и космос. Ученый твердо верил, что человек способен изменить биосферу к лучшему. Он утверждал, что менять природу можно лишь в соответствии с ее законами, и только в этом случае можно достичь гармонии и счастья для всего человечества. Талантливый исследователь, как никто другой, осознавал последствия варварского отношения к родной земле. Об этом говорят факты его биографии. Заслуги Вернадского и его достижения в науке по достоинству оценены научным сообществом.
Виртуальная газета «Картина мира академика В. И. Вернадского»
Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов. Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Лишь спустя более полувека учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало по-настоящему актуальным, позволяя решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, стоящие перед современным человечеством.
Благодарим за просмотр!
Материал взят из открытых интернет-источников