Уважаемые читатели!
В 2023 году исполняется 135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко советского педагога и писателя. Наследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». Трудно переоценить его вклад в развитие отечественной педагогики. В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности. Педагог глубоко верил в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм – умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее. Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей. Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров. А. Макаренко считал важным воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. Он выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: нет взаимосвязей между воспитанием и обучением, нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей, не развивается чувство коллективизма и др. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была любовь и преданность Родине. А.С. Макаренко написал такие книги, как: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Честь», «Книги для родителей», «Марш 30 года», «Методика организации воспитательного процесса», «Пути поколения», «Лекции о воспитании детей». Некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко: – Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны. – Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания. – Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. – Любовь нужна требовательная, но предъявлять мы должны исключительно посильные требования. Всякое превышение может только калечить. – Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года. Его родители – Семен Макаренко и Татьяна Макаренко (до замужества Дергачёва) тогда снимали квартиру на железнодорожной станции недалеко от деревни Белополье Сумского уезда Харьковской области. Отец работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, мама – дочь мелкого чиновника, была домохозяйкой. Антон с детства не отличался крепким здоровьем, часто болел, причем мог простудиться даже от открытой на несколько минут форточки. По этой причине он никогда не гулял со сверстниками во дворе, предпочитая обществу мальчишек книгу. Благо, в доме отца имелась приличная библиотека. Хоть отец и был простым рабочим, но очень любил читать и эту любовь передал своим сыновьям. Антон рос очень замкнутым, к тому же носил очки, ставшие предметом издевательств одноклассников. Над ним часто смеялись, причем, достаточно жестко. В 1895-м Макаренко начал обучение в двухклассной начальной школе, и нужно отметить, что она давалась ему с трудом. Не от того, что он не успевал по предметам, скорее наоборот, Антон сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями, и одноклассники издевались над ним с еще большей силой. В возрасте тринадцати лет Антон с родителями сменил место жительства, семья поселилась в городе Крюкове. Отец решил, что там его сыновья смогут продолжить образование. Подросток стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием. В 1904-м парень решил приобрести профессию, и понял, что его привлекает педагогика. На протяжении следующего года он учился на педагогических курсах, которые позволяли ему стать учителем начальных классов. Свою трудовую биографию Макаренко начал в одной из школ Крюкова. Однако достаточно быстро молодой педагог понял, что имеющихся знаний очень мало для успешной работы. В 1914-м Антон стал студентом Полтавского учительского института. Одновременно с учебой педагог пробует свои силы и на литературном поприще. Самое первое его произведение – рассказ «Глупый день». Вскоре у Макаренко появилась собственная система перевоспитания трудных детей, которую он сумел применить на практике, в трудовой колонии села Ковалевка, недалеко от Полтавы, а затем в колонии недалеко от Харькова. Педагог придумал методику, суть которой состояла в том, что из трудных подростков формировались группы, занимавшиеся самостоятельным обустройством собственного быта. Одновременно с руководством колонией Макаренко засел за написание книг, и вскоре представил на суд читателей три своих произведения – «Марш 30 года», «ФД-1», «Педагогическую поэму». После выхода «Педагогической поэмы» Антона приняли в Союз писателей СССР. А.С. Макаренко по-прежнему пишет книги, иногда при содействии супруги. Вместе с ней он издал свой новый труд под названием «Книга для родителей», в которой до мельчайших подробностей знакомит читателя с собственными взглядами на воспитание подрастающего поколения. Родных детей у Антона Макаренко нет. Слишком много времени и душевных сил он отдавал своим воспитанникам. Зато воспитывал пасынка и племянницу Олимпиаду, дочь брата Виталия, уехавшего за границу. Известного педагога не стало 1 апреля 1939 года. Медики сделали заключение, что умер Макаренко от сердечного приступа. Местом упокоения талантливого воспитателя стало Новодевичье кладбище. Произведения А.С. Макаренко переведены практически на все языки мира, а его главный труд сопоставим с лучшими романами и эссе о воспитании Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого, входит в список самых лучших и значимых книг по воспитанию детей и подростков.
Благодарим за внимание!