Виртуальное знакомство «Донской фольклорист А. М. Листопадов»

      Комментарии к записи Виртуальное знакомство «Донской фольклорист А. М. Листопадов» отключены

18 сентября – 150 лет со дня рождения фольклориста, собирателя и исследователя донских казачьих песен Александра Михайловича Листопадова (1873-1949)

Любовь к родной земле и гордость за нее неотъемлемо связаны с уважением к людям, прославившим Отечество своими талантами. В ряду прославленных деятелей культуры и искусств есть удивительный и одержимый человек. Он не очень известен широкой публике, но заслуживает внимания и почета. Речь идет об Александре Михайловиче Листопадове (1873 – 1949), выдающемся фольклористе, талантливом музыковеде и этнографе.

Листопадов был не просто собирателем донской песни. Он был бесконечно влюблен в песню еще с ранних лет и остался верен ей до конца жизни.

Песня – это правдивая история, это душа народа в звуках и красках. Листопадов привлекал и развивал всеобщее внимание к народной художественной культуре Дона. Песенное собрание А.М. Листопадова – это живое искусство донского казачества. Его труды признаны классическими, так как включают тексты практически всех фольклорных песенных жанров, бытовавших на Дону. Листопадовым записаны былины, исторические песни, военно-бытовые, бытовые протяжные, семейные, любовные, бытовые «частные» – хороводные, плясовые и т.д. Многоголосие в донской казачьей песне стало предметом особого внимания Листопадова. Ученый уловил самобытность, своеобразие мелодических ходов и гармоничных сочетаний казачьей песни.

Уникальным считается зафиксированный цикл песен казачьей старинной свадьбы на Дону со всеми свадебными обрядами.

Будущий знаменитый фольклорист родился 18 сентября 1873 года в станице Екатерининской-на-Донце (ныне Краснодонецкая Белокалитвинского района). По другим данным, не в самой станице, а в близлежащем хуторе Нижние Серебряки. Отец преподавал в духовной семинарии. Удивительной мастерицей и певуньей была мать Александра Михайловича. Он рос и воспитывался в окружении истинных любителей и почитателей донских казачьих песен.

С детства он искренне полюбил донскую песню и пронес это чувство через всю жизнь. Первоначальное музыкальное образование Листопадов получил в Новочеркасской духовной семинарии, где стал певцом и дирижером ученического хора. В программе выступлений хора наряду с церковной и классической музыкой были и казачьи песни. Именно тогда у будущего этнографа родилась мысль о собирании донского песенного фольклора.

Желая получить серьезные литературные и музыкальные знания в области фольклористики, Листопадов едет в Москву. В период с 1903 по 1905 годы он занимается изучением истории и теории музыки в Московской консерватории. С 1904 по 1907 год слушает лекции на филологическом факультете Московского университета.

В период учебы Листопадов не оставляет любимого дела – часто бывает на Дону, приводит в порядок записи.

Собирать, систематизировать и комментировать донские казачьи песни А.М. Листопадов начал в 19 лет. К своему тридцатилетию он собрал несколько сотен казачьих песен, организовал и возглавил экспедицию за песнями (июнь 1902 – 1904 гг.) в Первый Донской округ. Для сбора песен Александру Михайловичу необходимы были лошадь с телегой, тетрадь, карандаш и записывающее устройство тех лет – фонограф. Это и было началом экспедиции.

Фонограф

В отличие от более привычных нам современных устройств фонограф записывал звук механически и не нуждался в электричестве. Для этого в фонографе есть сужающийся рупор с мембраной на конце, к которой прикрепляется игла. Игла располагается над цилиндром, обернутым металлической фольгой, которую через несколько лет вытеснило восковое покрытие.

Принцип работы фонографа довольно прост. Во время записи цилиндр вращается по спирали и постоянно немного смещается вбок. Звук, попадающий в рупор, заставляет мембрану и иглу колебаться. Из-за этого игла продавливает бороздку в фольге — чем интенсивнее звук, тем глубже бороздка. Воспроизведение устроено таким же образом, только в обратном направлении, — цилиндр крутится, и отклонения иглы при прохождении по бороздкам заставляют мембрану колебаться и тем самым создавать звук, выходящий из рупора

В одной из статей А.М. Листопадов отмечал: «Большинство записанных песен носит в себе характерные признаки древнего сложения. Далее песни более позднего происхождения, исторические, послепетровских времен, протяжные военно-бытовые того же периода, творцами которых являются по преимуществу сами же казаки, слагались как бы по одному типу, выработанному глубокой стариной, и передаваемые непосредственно в чистом виде из поколения в поколение». В качестве примера он приводит песню «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон», сочиненную Федором Анисимовым на мотив старинной песни «Уж вы, братцы, мои братцы, атаманы-молодцы». Песня “Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон” является символом донского казачества. Один из вариантов, написанный в 1918 году Гиляревским, является официальным гимном Всевеликого Войска Донского, а три куплета этого варианта песни — гимном Ростовской области c 1996.

В 1905 г. выходит в свет первый печатный труд Листопадова «Донская казачья песня». Еще не изданная – в рукописном варианте – эта работа была награждена серебряной медалью общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В этом собрании насчитывалось около 1200 казачьих песен, многие из которых ранее вообще не были известны ученым.

Закончить консерваторию и университет Александру Михайловичу не удалось, в 1907 году за участие в студенческих волнения он был выслан в Саратов, без права проживания на Дону. Листопадов всегда мечтал вернуться на Дон, чтобы записывать любимые с детства народные песни. В Саратове Листопадов с 1907 по 1920 г. жил и преподавал пение и географию в женских саратовских гимназиях, работал в Саратовской консерватории, вел дирижирование и народное творчество.

В 1911 г. был опубликован сборник «Песни донских казаков», куда вошли 107 казачьих песен, подготовленных к печати Листопадовым. За этот труд музыкант-фольклорист был награжден золотой медалью и премией «В память международных конгрессов по антропологии и доисторической археологии 1892 года». На следующий год издаются работы: «1812 год в народных песнях» и «Народные песни – донские казачьи, малорусские и великорусские», с приложением 30 песен.

После гражданской войны А.М. Листопадов возвращается на Дон. С 1920 года живет в Новочеркасске, преподает в Донском педагогическом институте и музыкальном техникуме. Из расформированного Новочеркасского Войскового донского хора создает певческую капеллу. В 1923 г. он становится дирижером-хормейстером созданного им музыкального драматического коллектива, где в 1925 г. осуществляет постановки опер «Аида» Д. Верди и «Князь Игорь» А. Бородина.

Александр Михайлович посетил более сотни казачьих станиц, прошел пешком около двух с половиной тысяч километров. Особенно плодотворно работал он в станице Мелиховской и хуторе Пухляковском, где записал много старинных казачьих песен. Продолжая послевоенные этнографические поездки по родному краю и собирание казачьих песен, в 1946-1948 годах фольклорист издал сборники: «Донские былины», «Донские исторические песни», «Старинная казачья свадьба», «Былинно-песенное творчество Дона».

В 1939 г. исследователь донского фольклора закончил и отдал в печать свой труд «Песни донских казаков», в который вошло 1204 казачьи песни. Великая Отечественная война нанесла тяжкий удар деятельности собирателя. Когда фронт приблизился к Ростову, Александр Михайлович с женой ушли пешком в станицу Кумшацкую (ныне станица на дне Цимлянского водохранилища). Даже в страшные месяцы оккупации Листопадов продолжал вести записи. К счастью, сохранились его тетради, взятые с собой. В Ростове все фонограммы песен, записанные на восковые валики фонографа, были уничтожены немцами. Это была невосполнимая потеря. Но Листопадов продолжал неутомимо работать над трудом всей жизни – пятитомником «Песни донских казаков». Но лишь в 1949 – 1954 гг., уже после его смерти, собрание песен было издано.

Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру. На сегодняшний день этот труд остается самым крупным собранием русских народных песен с нотами. В обширной коллекции А.М. Листопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры. Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод A.M. Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. Однако это песенное собрание все еще недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного и в целом – историко-культурологического анализа.

В 1948 году в Ростове торжественно отметили 75-летие Листопадова, а 14 февраля 1949 года он умер.

Творчество летописца казачьих песен вошло в золотой фонд музыкальной культуры XX века. Всю жизнь Листопадов провел с песней. Нет на Дону такого казачьего ансамбля, который не знал бы имени Александра Листопадова и не дарил бы сердцам слушателей записанных им донских напевов. Текстовые записи донских казачьих песен постоянно претерпевали изменения. Менялись времена и герои, а казаки как народ поющий, не могли изменять полюбившимся песням, вот и приходилось их перепевать на новые времена. Таких песен великое множество.

Несмотря на то, что потомков у Листопадова не осталось, его могила в Пролетарском районе Ростова-на-Дону ухожена. На доме № 44 по улице Советской установлена мемориальная доска. В его честь также названы библиотека и одна из улиц города. Ростовский литератор  Иосиф Гегузин  издал книги «Александр Михайлович Листопадов» и «Влюблённый в песню».

Ещё один ростовский писатель Михаил Андреевич Никулин, хорошо знавший Александра Михайловича, посвятил ему повесть «Погожая осень». В ней он отразил воспоминания и впечатления от встреч и бесед с композитором-фольклористом. М. Никулин считает, что наследие великого земляка может быть названо «хрестоматией устного поэтического и музыкального творчества донских казаков, хрестоматией донской песни» и Листопадов является «примером беззаветного… солдатского служения народу». Нельзя с этим не согласиться.

Спасибо за внимание!

Материал взят из открытых интернет источников

Мероприятие подготовила Вертиева Г. А.