Уважаемые читатели!
25 января 1874 г. родился Уильям Сомерсет Моэм. Человек, проживший в ясном уме и твердой памяти 91 год. Почти век до 16 декабря 1965 года. То есть, он родился тогда, когда возникло слово «импрессионизм» (который он полюбит по-настоящему и навсегда), а умер уже после двух мировых войн, полета Гагарина, в год, когда Михаилу Шолохову присудили Нобелевскую премию по литературе.
Один из самых читаемых классиков английской литературы родился в Париже, в семье юриста британского консульства и до 10-и лет был британским подданным, который говорил только на французском. У него слишком рано умерли родители и круглого сироту отправили в Англию, к родственникам. Он заикался и учил английский. И вообще учился. В Королевской школе Кентерберри, в университете, в медицинской школе в Лондоне. В возрасте 18 лет он начинает писать, но успех не приходит сразу, а намного позже и с театральных подмостков. С пьесками, фарсами, которые прекрасно ставятся в Лондоне и за рубежом. А потом была Первая мировая война.
Сначала Моэм был одним из сотен волонтеров Красного Креста. Спасал раненых во Фландрии. А потом на сына бывшего юриста-дипломата вышли британские спецслужбы. И Моэм связал несколько следующих лет своей жизни с МИ-5. Начал с Швейцарии, к 1917 году добрался до России. Миссия была непроста. И оказалась невозможной в итоге. Но результатом своих приключений и наблюдений Моэм написал сборник рассказов – «Эшенден, или Британский агент». Моэм вообще часто писал рассказы, основываясь на пережитом и увиденном. Для него был важен сюжет, а к сюжету уже прилагались его наблюдения. Он много путешествовал, был удачлив финансово, купил себе виллу близ Ниццы и коллекционировал импрессионистов. На вилле у него перебывали и политики, и писатели. Иногда даже без его присутствия, пока сам Моэм переплывал моря и океаны. Можно упомянуть Уинстона Черчилля, Герберта Уэллса, Жана Кокто, Вирджинию Вульф… Посещал Моэма и Ян Флеминг – литературный «отец» агента 007 Джеймса Бонда.
Моэм был популярен в 20-м веке. И в СССР тоже. Хотя сам называл себя «второстепенным» писателем. Не без иронии. Потому, что первым, по его мнению, был Киплинг. А в диалогах он не устраивал философских диспутов, он позволял персонажам разговаривать. Без выкрутасов. Без психологического анализа, но читателю понятно все, хотя многие ценители современной литературы к такой ясности слога относились критично. «Великие истины слишком важны, чтобы быть новыми», — иронично отвечал им писатель. Слог Моэма именно таков. На него не обращаешь внимания, его воспринимаешь, как должное. По его новеллам сейчас учат английский во всем мире.
Мероприятие подготовила и провела ведущий библиотекарь Черничкина И.