Презентация книги С. Гессена и Л. Модзалевского «Разговоры Пушкина»
Друзья! В текущем году исполняется 225 лет со дня со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2024 году этой знаменательной даты.
«Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом
Не прочитать его нельзя
А, прочитав, вернитесь снова!»
Пушкин — величайший гений России; он основатель нашей национальной литературы, которой в конце XIX века суждено было стать мировой, — все это давно стало бесспорной истиной. Но Пушкин более этого: он наше «солнце», лучи которого освещают и согревают каждое русское сердце. Он «наше все», как сказал Достоевский. Он входит в жизнь каждого из нас, как самый близкий, самый любимый друг. Именно в любви, которую он излучает из себя и возбуждает в нас, тайна его гения и залог бессмертия. Мы учимся у него, восхищаемся им, но прежде всего и больше всего мы любим его. Это чувство выразил Тютчев в двух простых строчках:
«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!»
В течение года в нашем блоге в рамках проекта «Пушкин навсегда-225» мы будем размещать интересные факты и истории из жизни А. С. Пушкина. Да, мы достаточно знаем о творчестве нашего замечательного поэта и хотим расширить рамки этих знаний знакомством с А. С. Пушкиным как с человеком интересным, неординарным, гениальным, но, тем не менее, который жил среди людей обычной человеческой жизнью с её проблемами и радостями.
Сегодня наша публикация посвящена довольно редкому изданию — книге С. Гессена и Л. Модзалевского «Разговоры Пушкина» (1929 г. )
Об авторах
Сергей Яковлевич Гессен (Шмулевич) (24.09.1903 — 25.01.1937) — советский историк, литературовед, кандидат исторических наук, пушкинист, сотрудник Российской публичной библиотеки, научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом). Был комментатором изданий произведений А. С. Пушкина, секретарем редакции его полного академического издания сочинений, секретарем редакции «Временника Пушкинской комиссии». Автор около 80 книг, статей и заметок по истории декабристов, об их связях с Пушкиным, о его жизни и творчестве. Погиб в результате несчастного случая.
Лев Борисович Модзалевский (27.07.1902 — 26.06.1948) — советский историк литературы, пушкинист, архивист. 26 июня 1948 года Л. Б. Модзалевский погиб на полотне железной дороги, будучи сброшенным с поезда Ленинград-Москва при невыясненных обстоятельствах; тело было обнаружено на станции Вышний Волочок.
Гессен, С. Я. Разговоры Пушкина /собрали Сергей Гессен и Лев Модзалевский. – Москва: Федерация, 1929. – 310 с. Книгу можно почитать по ссылкам: https://clck.ru/38UPXC https://clck.ru/38UQsV
У этой книги необычная судьба. Составленная признанными мэтрами – исследователями творчества русского гения, книга «Разговоры Пушкина» не печаталась на родине Поэта в период с 1929 по 1991 год. Возможно, отрицательное отношение цензоров-идеологов к изданию совместного труда Сергея Гессена и Льва Модзалевского кроется в его названии. Как это – разговоры Пушкина? Кто их слышал? Кто подтвердит их достоверность? Между тем сами составители сборника и не претендовали на абсолютную точность, справедливо расценивая мемуарный жанр (а книга собрана на основе воспоминаний о Пушкине его современников) как субъективный источник сведений. Тем не менее, их сборник чрезвычайно интересен стремлением хотя бы отчасти донести до потомков живую пушкинскую речь.
Итак, устная речь Поэта и попытка ее «услышать» через оставленные записи возможных слушателей. У исследователей из Пушкинского Дома было безусловное профессиональное право доверия или недоверия к цитированию Пушкина тем или иным историческим персонажем. Жуковский, Дельвиг, Нащокин – ближайшие друзья и почитатели творчества гения, чьим свидетельствам вполне можно доверять. Второстепенные и третьестепенные современники, догадывающиеся, с кем имеют дело и жаждавшие хоть как-то прикоснуться к личности Пушкина, чтобы остаться, по выражению Набокова, «в его тени». По большей части предвзятые, их мемуары, следует подвергать сомнению и читать «между строк». Слушатели из народа, такие как певица- цыганка Татьяна Дементьева, ставшая музой поэта («Новый год встретил я с цыганами и Танюшей, настоящей Татьяной-пьяной…» – писал Пушкин Вяземскому в 1831 году). Их воспоминания вполне правдоподобны.
Таким образом, страницы этой книги по замыслу составителей раскрывают перед читателями некую хронологию жизни и поступков первого Поэта России во всей ее счастливой и несчастливой предопределенности. Поэт шутит, читает свои стихи, спорит, возмущается, иронизирует, удивляется, прощается с жизнью, а мы пытаемся вслушаться в его слова, представляя каждый сам себе, как мог звучать этот уникальный голос.
«Проживи Пушкин еще два года, – писал тот же Набоков, – и у нас была бы его фотография». Пушкин не дожил до изобретения светописи. Но он оставил после себя больше, чем свое изображение – вечную жизнь в бессмертном Слове. Часть живой пушкинской речи пытались воссоздать Сергей Гессен и Лев Модзалевский.
Почитаем выдержки из этой книги:
Пушкин и иностранные языки. Французский он знал в совершенстве. А с немецким не получалось. «Выучусь ему, — говорил он, — и опять забуду. Случалось уже не раз».
Пушкин и хороший тон. Князь*** спрашивает поэта за ужином: «А как вам кажется это вино?» — «Ничего, кажется, вино порядочное». — «А поверите ли, что, тому шесть месяцев, нельзя было и в рот его брать». — «Поверю».
Пушкин и дружба. Поэта порой упрекали, что стихи друзей, Дельвига и Баратынского, он преувеличенно хвалит. «Дружбу сотворил Бог, — отвечал Пушкин, — а литературу состряпали мы».
Пушкин и деньги. Как-то в ресторане граф Завадовский, намереваясь уколоть Пушкина, сказал: «Однако, Александр Сергеевич, туго набит у вас бумажник!» «Да, я богаче вас, — отвечал поэт, — вам приходится иной раз проживаться и ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный с тридцати шести букв русской азбуки (в дореформенном русском алфавите было не 33, а 36 букв)».
Пушкин и гордость поэта. Однажды он принес для альбома Елизаветы Ушаковой свои стихотворения. На ее вопрос, почему они без подписи, поэт возмутился: «Так вы находите, что под стихами Пушкина нужна подпись?!»
Пушкин-критик. Однажды поэту предложили написать критическую статью о романе Ф.В. Булгарина. Он отказался: «Чтобы критиковать книгу, надобно ее прочесть, а я на свои силы не надеюсь».
Пушкин и писательская ревность. В 1818 году юный Пушкин явился к Павлу Катенину, который был старше его почти на семь лет и уже опубликовал баллады «Наташа», «Ольга», «Леший», «Убийца». Они вызвали большой интерес и обсуждались как нечто революционное в поэзии в сравнении с «карамзинистами». Пушкин протянул ему свою трость и сказал: «Я пришел к вам как Диоген к Антисфену: побей — но выучи». Эта история известна. Менее известна другая. Когда умирал дядя Пушкина, поэт Василий Львович Пушкин, он за четверть часа до кончины взял в руки «Литературную газету», где Катенин печатал длинные статьи. «Как скучен Катенин!» — задыхаясь, сказал Василий Львович. Пушкин шепнул родным и друзьям: «Господа, выйдемте, пусть это будут последние его слова».
Пушкин об уме. «Я такого мнения, что на свете дураков нет. У всякого есть ум, мне не скучно ни с кем, начиная от будочника и до царя». Удивительные слова! Сказать такое мог только очень умный человек! Недаром Николай I после первой беседы с Пушкиным сказал графу Блудову: «Знаешь, я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России».
Пушкин и принципы. Незадолго до кончины Пушкин говорил одному из друзей: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются».
По свидетельству В.И. Даля, последними словами Пушкина были: «Тяжело дышать, давит…» В статье «О назначении поэта» (1921) Александр Блок увидел в них особый смысл. «Пушкина… убила вовсе не пуля Дантеса, — писал он. — Его убило отсутствие воздуха». Смысл вроде бы понятен. Пушкин погиб в «безвоздушном» пространстве, окруженный «чернью», «толпой». Так это и понимают обычно. Но вот последняя запись в дневнике самого Блока была такая: «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди». Это медицинский случай; трудно дышать из-за сердечной недостаточности. Но поэт и перед смертью поэт. «Сердце заняло полгруди…» Каждое слово поэта на вес золота!
Материалы взяты из открытых интернет-источников.
Информацию подготовила Вертиева Г. А.