Уважаемые читатели!
29 августа в Художественном секторе Абонемента прошло мероприятие, посвященное дню рождения Аркадия Натановича Стругацкого. Тот самый редкий день, когда говорили в основном только о нем, а не в контексте с его младшим братом, то есть не как о составляющей знаменитого литературного бренда-тандема. Справедливо и заслуженно! Все-таки 100-летний юбилей. Он именно – из тех, кто своим творчеством изменил отечественную литературу второй половины ХХ века, став выразителем тревог, мечтаний и идеалов миллионов человек.
Первенец четы Стругацких появился на свет в Батуми 28 августа 1925 года. Отец будущего писателя Натан Залманович Стругацкий работал главным редактором местной ежедневной газеты. Вступив в ряды большевиков в феврале 1917 года, он успел побывать политкомиссаром РККА, участвуя в продразверстке и коллективизации. Успешной партийной карьеры по каким-то причинам не случилось, но и судьба оказалась более милостива к нему, чем к сотням таких же уверовавшим в коммунизм борцам за революцию. В апреле 1937 года Натана исключили из партии и уволили с должности начальника краевого управления искусств в Сталинграде за «притупление политической бдительности». Он перевез семью в Ленинград, где устроился работать в Ленинградскую публичную библиотеку.
С начала войны Натан Стругацкий два месяца воевал на Ленинградском направлении, после чего был комиссован по состоянию здоровья. Из всей семьи во время жизни в блокадном городе работала лишь супруга Натана Александра, остальные находились на иждивении. Свидетельства Стругацких об этом периоде остались мрачными. В начале 1942 года семья потеряла бабушку. Мальчик втайне от родителей перечитывал поваренную книгу, составляя меню. Отец запрещал ему мучить себя, потому в дневниках ребенок называл свое увлечение теорией кулинарии «нелегальным делом». Возможно, только сила воображения и помогла ему выжить.
Натан и Аркадий эвакуировались, оставив Александру и Бориса в Ленинграде, — семья посчитала, что младший сын не перенесет дороги. Оставшиеся Стругацкие выжили за счет продовольственных карточек эвакуировавшихся. Вопреки семейному плану, именно Натан Стругацкий не смог пережить дорогу — при перевозке по Дороге жизни их машина попала в полынью, на перевалочный пункт пассажиры прибыли обледенелыми. Натан передвигался с трудом. Аркадий был единственным свидетелем последних часов жизни отца, но впоследствии практически ничего не мог об этом вспомнить.
После эвакуации Аркадий поступил в Военный институт иностранных языков Красной Армии, где учил английский и японский языки. Он также участвовал в допросах японских военнопленных при подготовке Токийского процесса.
В 1949 году (в возрасте 24-х лет) Аркадий женился на дочери профессора МЭИ Инне Сергеевне, однако брак не был счастливым. Инна забеременела, но потеряла ребенка из-за падения. Аркадий впоследствии признавался, что тогда много выпивал. Как следствие, измены (еще и с замужней женщиной) и развод. Именно за связь с замужней Еленой Воскресенской его исключили из комсомола. В начале 1950-х годов Аркадия направили на Камчатку в распоряжение командующего войсками Дальневосточного военного округа, где он служил до середины десятилетия, после чего вернулся в Ленинград и все-таки женился на Елене.
Когда в 1950-х годах Стругацкие начали первые совместные литературные опыты, процессом руководил старший брат, находившийся для Бориса в позиции «и царя, и бога, и воинского начальника», но к 1960-м годам их роли уравнялись. По воспоминаниям писателей, в яростных спорах, связанных с работой, всегда побеждал достойнейший.
Стругацкие не были прямыми противоположностями по характерам, но заметно друг от друга отличались. Борис — технарь, инженер, собранный флегматик. Аркадий был общительным, громким и чувственным гуманитарием, который фонтанировал идеями. Близкие друзья знали его как пылкого ловеласа и делали ему выговоры за «жизнь без остановки», мол, отдыхом Аркадий изматывал себя сильнее, чем работой. Писатель, не любивший жалеть себя и беспокоиться о здоровье, парировал, что зато «горит ярко и всем светло».
Отличия в братьях отмечал, к примеру, режиссер Андрей Тарковский, работавший с писателями над фильмом «Сталкер» по роману «Пикник на обочине». «Видел Бориса. В отличие от Аркадия он считает не зазорным продемонстрировать, что умен. Чувствуется, именно он в дуэте идеолог. Аркадий же трудяга и рубаха-парень. Однако не так все просто», — писал кинематографист.
Писатель А. Мирер в статье «Непрерывный фонтан идей» выделял неожиданную черту характера коллеги. «Главная черта Аркадия Натановича — это рыцарственность. За много лет я как-то не сумел подобрать лучшего слова. Он удивительно мягкий человек, несмотря на внешние всевозможные офицерские штучки и приемчики».
Писатель Мариан Ткачев считал, что литературный талант Аркадия помогал ему выжить: «У АН (Аркадия Натановича) было замечательное свойство — тяга к игре, мистификации, выдумке. Наверное, оно как-то помогало сохранять себя в сложных, порой мрачноватых жизненных обстоятельствах».
Здоровье писателя начало ухудшаться с 1970-х годов, тогда он стал меньше появляться на публике и реже работать с братом. В октябре 1991 года Аркадий умер от рака печени.
Названия книг авторства Стругацких «Понедельник начинается в субботу», «Обитаемый остров», «Град обреченный», «Улитка на склоне» афористичны и метафоричны одновременно. Они на слуху даже у тех, кто никогда не читал Братьев Стругацких. Несмотря на то, что их первые большие романы из цикла «Мир Полудня» представляли собой утопические произведения о мире победившего коммунизма, им удалось стать своими и уважаемыми для продвинутой, но апатичной интеллигенции времен застоя. Их книги для читателя были не только способом сбежать от повседневной безысходности в далекие и нереальные миры, но и некой валютой – пропуском в мир, хоть и земной, но другой: более интересный и перспективный. Те, кто читали, смотрели Стругацких, — уже по умолчанию принадлежали кругу посвященных. С таким кодом знания «от Стругацких» становилось проще найти «своих», а огромные очереди на подписку их изданий свидетельствовали о том, что интерес к такой литературе был далеко не единичным, а это вселяло оптимизм и надежду.
«Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Отель у погибшего альпиниста». Сегодня эти произведения экранизирует нынешнее поколение 50 +, вкладывая свои смыслы в то, что сами смотрели и читали в детстве и юности. В предвкушении скорых будущих кинопремьер, а также воспользовавшись 100-летним юбилеем Аркадия Натановича, как поводом, Художественный сектор Абонемента предложил своим читателям ознакомиться с книжной выставкой «Миры братьев Стругацких», а также очень хороший выбор их произведений из своего фонда.
Благодарим Вас за внимание!
Мероприятие подготовила и провела Ведущий библиотекарь Черничкина И.А.


