Дорогие друзья! Мы продолжаем наши мероприятия из цикла: «Родительская школа»
Читающие дети – думающие взрослые
Поощрение чтения в любом возрасте всегда является синонимом развития. Занятие это является полной гарантией лучшего будущего. Ребенок, который читает, превратится во взрослого человека с его собственными идеями и сильным менталитетом, ребенок сможет задавать вопросы о том, что его окружает, и легче понять свое место в мире. Когда мы читаем, мы питаемся воображением и рассуждениями о том, что другие разместили на страницах, и чем больше мы воспринимаем это, тем больше мы открываемся для восприятия.
Чтение помогает нам думать, а умение думать делает нас свободными. Поэтому, если вашему ребенку нравится проводить время между написанными историями, очень полезно продолжать это делать. Фактически, это будет самый эффективный способ увидеть разнообразие ситуаций, мнений и поведения, которые предлагает жизнь .Ребенок, который читает, откроет для себя другие культуры, другие образы жизни, другие обычаи, отличные от его, и гораздо раньше, чем тот, кто не читает, узнает, что есть другие вещи, выходящие за рамки его повседневного зрения. Осознание этого сделает вас взрослым человеком, который избежит свободных оценочных суждений и почувствует себя менее привязанным к руководящим принципам, предрасположенным другими людьми..
Ребенок, который читает, будет ребенком, который думает, сказал великий мыслитель и не ошибся. Чтение — это игра, это развлечение, это создание мечты, это отражение, это состояние души, это изоляция и компания, это удовольствие. Чтение обеспечивает выполненные воспоминания и другие, которые мы выполним, и помогает решить самые внутренние проблемы..
Многие родители сталкиваются с проблемой: дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием. На основе исследований нейропсихологов и педагогов предлагаем вам перчень советов, которые помогут вашему сыну или дочери в раннем возрасте заинтересоваться сказочными мирами и сюжетами,чтобы потом с интересом браться за полезную литературу и с удовольствием – за новый роман.
1. Подавайте пример
В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.
2. Объясните ценность
С ранних лет вашего ребенка обращайте внимание на то, что книга – это ценность, а не просто бумага и текст, обернутые в цветную обложку. Не выкидывайте и не разбрасывайте книги. Книга – не игрушка, и тем более нельзя допускать, чтобы дети рвали страницы или рисовали на них. В каждом доме должен быть книжный шкаф, а в случае, если какие-то книги вам больше не нужны, их можно сдать в библиотеку или раздать знакомым.
3. Читайте вслух
Начните с чтения вслух – только так ребенок может научиться читать, проговаривая звуки и постепенно понимая взаимосвязи букв, слогов и слов. Дети очень любят, когда родители разыгрывают сказки по ролям, а потом и сами втягиваются в процесс чтения. Это сближает и ассоциируется с самым приятным и интересным времяпрепровождением. Но не превращайтесь в раба чтения – передавайте инициативу. Ребенок может читать вам, бабушке, любимой игрушке или кошке – слушателя найти несложно.
4. Хвалите
Да, не забывайте хвалить за чтение с выражением, когда ребенок правильно произносит сложные слова и не торопится. Ласковое прикосновение, похвала, поощрение шоколадкой или игрушкой сделают свое дело. Ребенок поймет, что читать не так сложно, что у него получается, что он может добиться еще лучших результатов.
5. Прервитесь
Прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать. Все просто: читая книгу, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, пока не запишете важную мысль. Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, а читать самому, в общем-то, все-таки стоит научиться.
6. Визуализируйте
Стих, сказку, рассказ можно не только разыграть в лицах, но и отобразить в рисунке, символах и на схеме, составить план. Так ребенку будет понятнее текст, поскольку вы будете опираться на ключевые слова и фразы. И запомнить «нарисованный» стих гораздо проще. Помимо фантазии «здесь и сейчас», этот метод развивает воображение, которое сильно пригодится в будущем – на школьных уроках, на работе, в сложных жизненных ситуациях.
7. Играйте
Если для вашего ребенка шкаф – это ковчег, а хлебная баранка – это руль автомобиля, ему будет проще начать читать и полюбить чтение как интересную игру. Некоторые дети с трудом осваивают чтение из-за своих особенностей развития. В первую очередь это связано с недостатком игр в раннем возрасте. Чтение – это тоже игра, поскольку при этом включается воображение. Читать без способности представлять предметы и события бессмысленно. А если у ребенка не получается представить и понять – ему будет скучно.
8. Развивайте воображение
Клиенты нейропсихологов – дети с нарушением восприятия, внимания, памяти и логического мышления. Без всего этого трудно полюбить чтение. Но помочь таким детям, коих очень много, можно. Для этого разработаны специальные развивающие игры. Уделяя им хотя бы по 20 минут ежедневно, можно добиться больших успехов в чтении! Игры, завязанные на угадывании букв, интонаций, скороговорках, ассоциациях не будут казаться скучными уроками, к ним захочется возвращаться вновь и вновь.
9. Покажите мир
Человек, никогда не слышавший пения птиц, не ощутивший дуновения ветра и не погружавшийся в морские воды, не сможет себе этого представить. Некоторые дети растут буквально в тепличных условиях: редко гуляют, мало двигаются, не общаются со сверстниками и не испытывают новых эмоций. То есть не получают жизненного опыта. Таким детям трудно фантазировать. Натыкаясь на описания и явления, которых они не видели в жизни, они пропускают их мимо глаз и души – не понимают смысла, не заинтересовываются. Поэтому крайне важно не только проводить время за книгой, но и показывать ребенку новые картины мира. Обсуждать, обращать внимание на явления, трогать объекты, задавать вопросы («Смотри, это чайка. Как ты думаешь, почему она летит так низко?»).
10. Не жалейте время
Чтобы научить ребенка читать, требуется много времени. Если у него не получается, нет желания, он выказывает протест – потребуется еще больше времени. Не полагайтесь на учителей, вы справитесь не хуже! Авторитет для вашего ребенка – вы сами, и перед вами открывается возможность сблизиться, передать ему свои знания и умения, привычки, любовь к тем или иным книгам, авторам и издательствам. Не пренебрегайте этим.
11. Пусть чтение станет наградой
Полюбив «игры в слова», ребенок будет воспринимать эти минуты и часы как подарок или награду. Убрал разбросанные вещи? Молодец! А теперь можно и почитать. Через развивающие игры, плавно переходящие в чтение, дети учатся с интересом относиться и к книгам. Пусть совместное чтение будет вашим любимым занятием. И тогда вы все чаще будете слышать вопрос: а когда мы пойдем читать?
12. Обсуждайте прочитанное
Превратите чтение в дополнительную тему для разговора: обсуждайте прочитанное, приводите примеры и аналогии. Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В диалоге на тему произведения ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.
13. Превратите чтение в ритуал
Если ваш ребенок уже не маленький, учится в школе, но с презрением относится к чтению, заведите привычку хотя бы несколько дней в неделю уделять время книге – как самостоятельно, так и вместе с ребенком. А приступать к нему следует с расстановкой – как к ритуалу. Ведь не зря существовала традиция вечерних чтений, когда глава семейства зачитывал произведения, а вся семья слушала, затаив дыхание.
Библиотека и школа: сотрудничество по приобщению детей к чтению
Начало ХХI века ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения в профессиональных журналах и на страницах газет. Что читать, как читать, — над этими вопросами размышляют министры и депутаты, ученые и учителя. Неожиданным стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путина. Отрадно, что и наше правительство понимает проблемы современной школы.
Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность — патриота и гражданина России . Ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должна стать высокая нравственность. Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения , задача которой — «повышение культурной компетентности граждан России за счет: повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до уровня, соответствующего адекватной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа».
В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь — это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита» должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации ,должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны». Основная задача ( если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности , за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс — воспитание толерантного отношения к людям . Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу.
Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.
Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки, независимо от статуса. В современном обществе такого рода деятельность требует все больших усилий и применения нестандартных форм и методик. Способствовать решению данной проблемы могут новые образовательные стандарты, которые дают возможность для социального партнерства со всеми институтами детства.. Ориентир новых образовательных стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов. В рамках сотрудничества за основу взяты новые направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения:
— Интеграция учащихся в библиотечное и информационное пространство.
— Создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.
— Развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.
— Развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.
— Создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.
— Развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.
Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся и развития информационной грамотности, начиная с самого раннего возраста. В этом случае стандарты начального общего образования дают библиотеке ряд преимуществ в организации работы по пропаганде книги и чтения. В качестве примера возьмем Стандарт начального общего образования по Литературному чтению. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении.Исходя из всего вышеперечисленного, сам собой напрашивается вывод: школа для успешной реализации новых образовательных стандартов нуждается в библиотеке, а библиотека готова оказать ей в этом всяческую помощь и поддержку.При этом сотрудничество является взаимовыгодным для всех участников процесса: школа пользуется информационными ресурсами и услугами сторонней организации, учащиеся дополнительно получают необходимые знания, а библиотека осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения.Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначился взаимный интерес и предпосылки для совместного решения поставленных задач.
Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию список книг, которые помогут вам привить у детей любовь к чтению:
- Аромштам, М. Читать / М. Аромшам. – Москва: Дискурс. 2018. – 160 с. – Текст: непосредственный.
- Глинка, Г. Буду говорить, читать, писать правильно / Г.Глинка. – Санкт-Петербург, 2016. – 288 с. – Текст: непосредственный.
- Додонова, Е. 100% читаю легко. Метод, который научит ребенка читать быстро и с удовольствием / Е. Додонова. – Москва : Эксмо, 2020. – 176 с. – Текст : непосредственный.
- Жукова, О. Учимся читать. Пособие для занятий с детьми / О, Жукова. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 96 с. – Текст : непосредственный.
- Журавская, О.Ваш малыш гений : интеллектуальное развитие ребенка от 0 до 7 лет / О.Журавская. – Москва : Суфлер, 2013. – 287 с. – Текстст: непосредственный.
- Кузнецова, Ю. Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение / Ю.Кузнецова. – Москва : Манн, Иванов, Фербер, 2018. – 112 с. – Текст : непосредственный.
Благодарим за просмотр!
Материал взят из открытых интернет-источников