Уважаемые читатели! 2022 год Указом Президента РФ объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия. На просторах России много уникальных очагов народного искусства, хранящих традиции древних культур. В народных промыслах, в песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа наших предков. Живёт она в самых разных видах искусства, выражает себя с помощью уникальных техник и технологий. У каждого промысла своя история возникновения, свой путь развития, свои традиции. Сегодня наше мероприятие посвящено искусству Палеха и одному из самых блистательных художников, мастеру палехской миниатюры, основателю искусства Палеха — Ивану Ивановичу Голикову. Мы не случайно вспомнили об этом замечательном художнике. В январе исполняется 135 лет со дня рождения Ивана Ивановича Голикова (1887-1937). Именно с него начинается история нового палехского искусства.
Палехская икона была известна с древности. После революции 1917 года и запрета заниматься иконописью многие живописцы в Палехе остались не у дел. Неизвестно, как бы сложилась судьба Пелеха, если бы не Иван Иванович Голиков-гениальный художник в области декоративного искусства. Родившийся в Москве, но принадлежавший к потомственной семье палехских иконописцев, Голиков с детства обладал необыкновенным художественным талантом. Десятилетним мальчиком он был принят в престижнейшую иконописную мастерскую Н.М. Сафонова. Параллельно он приобретает навыки ремесла и в других мастерских. В 1900 году Иван Голиков отправился в Петербург, где поступает в знаменитую рисовальную школу барона А.Л. Штиглица. В 1907—1911 годах Иван Голиков проходил воинскую службу, в 1911—1914 годах работал в мастерской Н. М. Сафонова в Палехе, и расписывал церковь в Казани. В 1914—1917 годах ушёл на фронт Первой мировой войны в составе 27 Сибирского полка, и был контужен. После Первой мировой войны и революции 1917 года художник начинает свои самостоятельные творческие поиски. Некоторое время он работает театральным художником в Шуе, Кинешме, Иваново-Вознесенске и Костроме, создавая декорации к спектаклям «Лес», «Гроза», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Русская свадьба» и «Лекарь поневоле». По настоянию А.А. Глазунова, свояка Голикова, возлагавшего на него большие надежды, художник возвращается в Москву. Именно там, в Кустарном музее, он увидит лукутинские шкатулки, которые натолкнут его на мысль попробовать переложить опыт древнерусской живописи на миниатюру. В 1921 году он создал свою первую миниатюру — расписал шкатулку из папье-маше, и показал её руководству Кустарного музея. В 1922 году, работая в мастерской художника А. А. Глазунова, Иван Голиков создал целый ряд росписей на папье-маше, наметив основные черты нового искусства, и став, по сути, его отцом-основателем. К этому времени мастер смог органично синтезировать особенности трёх иконописных школ — Палехской, Строгановской и Ярославской. Манера художника заинтересовала ряд искусствоведов, среди которых был его дальний родственник А. В. Бакушинский, оказавший содействие в организации артели по производству расписных шкатулок из папье-маше. 4-5 декабря 1924 года была создана «Артель древней живописи», костяк которой составили бывшие иконописцы. В том же 1924 году работы палехских мастеров — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. В. Маркичева и А. В. Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес. В следующем, 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. После Парижа были успехи в Милане, Вене и Берлине. Иван Голиков расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов, до миниатюрных бисерниц. Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений, и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам. Глубинное восприятие палехских икон и родного фольклора, знакомство с западноевропейским и восточным искусством, впечатления от окружающей жизни- всё плавилось в горниле творческих поисков, из которых возникал «голиковский» образ мира. Предварительных рисунков художник никогда не делал. Экспрессия его образов созвучна тому времени. Многочисленные, но никогда не повторяющиеся «битвы», «тройки», «свидания», «пляски» наполнены стремительным движением, взрывающим пространство. С крестьянским бытом и мировоззрением художник был знаком не понаслышке. И конечно, сцены жатвы, сенокоса, рыбной ловли,охоты,хороводов,гуляний, катания на тройках заняли большое место в произведениях Голикова и других художников. Особенно плодотворной у Голикова была работа над пушкинскими сказками. Зримость образов великого поэта, музыкальность его стихотворных ритмов соответствовала песенному строю палехской живописи. Голиков проникая в поэзию и фольклор олицетворял их в своем творчестве.
Вершиной его творчества считаются миниатюры, созданные в 1932—1933 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году в издательстве Academia. Первоначально работу хотели поручить разным художникам, но А. М. Горький настоял, чтобы все миниатюры были выполнены одним Голиковым. Красота былинного образа, эпичность повествования будили художественное воображение, помогали найти просторные, песенно-завершенные ритмы, делающие небольшие композиции выразительно-монументальными. Эти миниатюры впоследствии переиздавались два раза, а Ивану Голикову в 1935 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. Художник скончался в 1937 году после тяжелой болезни. В центре Палеха Ивану Голикову установлен памятник. Именем художника также названа одна из улиц Палеха, а в 1968 году в Палехе открылся дом-музей Голикова.
Предлагаем познакомиться с некоторыми работами И.И. Голикова
Более подробно с историей палехской миниатюры и работами ее мастеров вас познакомит книга:
Замечательная энциклопедия русских народных промыслов познакомит с прекрасными произведениями старых народных мастеров, даст возможность посмотреть на мир их глазами, прикоснуться к тайне коллективного творчества и увидеть новые авторские работы, созданные в русле народного искусства. Об истории и современном состоянии художественных промыслов России рассказывают искусствоведы, сотрудники музеев, хранители уникальных коллекций. Книга содержит раздел об истории палехской миниатюры, красочные иллюстрации работ художников.
Работы мастеров палехской миниатюры представляет книга:
В книге представлено одно из самых богатых собраний декоративно-прикладного искусства Российской империи, СССР и новой России. В коллекции есть редчайшие образцы советского агитфарфора, набивных тканей, подносов, богатейшая коллекция лаковой миниатюры от времени зарождения этого искусства в России до наших дней, единственные в своем роде изделия знаменитых ювелирных фирм, а также самая представительная коллекция самобытных изделий народных промыслов России и авторских произведений советской эпохи.
Искусство Голикова несет печать глубоко индивидуальной манеры и в то же время он яркий представитель народного мастера — носитель коллективной народной традиции, передающейся из поколения в поколение. В его искусстве синтезируется фольклорная традиция и художественная. Память о И.И. Голикове светла и легендарна. Она живет в творчестве нескольких поколений художников Палеха, испытывающих влияние великого художника. Произведения И. И. Голикова хранятся в Государственном Музее Палехского Искусства, Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее народного искусства НИИ художественной промышленности, Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев – Посад, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, Нижегородском государственном художественном музее, Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А. С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А. М. Горького.
Благодарим за внимание!
Материал взят из открытых источников