Уважаемые читатели!
Прошлые века дали миру много великих писателей-сатириков. Знаменитые англичане Свифт и Теккерей, французы Рабле, Мольер и, конечно же, Вольтер. В России, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем, плеяде выдающихся сатириков принадлежит Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Соратник Некрасова и Добролюбова, он оказал огромное влияние на судьбы русской и мировой литературы. Продолжив традиции гоголевской сатиры, создал высокохудожественные сатирические произведения.
Холодным январским днем 1826 года в деревне Спас-Угол Тверской губернии, в поместье, принадлежавшем потомственному дворянину и коллежскому советнику Евграфу Васильевичу Салтыкову и его супруге Ольге Михайловне Забелиной, родился русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Вернее Салтыков, приставка Щедрин возникла как псевдоним позже.
Есть несколько версий, объясняющих, происхождение этой приставки к его фамилии. Согласно одной из них, взять такой псевдоним предложила жена Салтыкова-Щедрина, поскольку в своих произведениях он был очень щедр «на всякого рода сарказмы». По другой — он позаимствовал фамилию у кого-то из знакомых.
По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся из веселой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых. Маленький Миша был окружен любовью, но и ему иногда попадало розгами. Салтыков писал в поздние годы: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше».
С трех лет Салтыков-Щедрин наблюдал, как занимаются его старшие братья и сестры. Поэтому уже в раннем детстве он хорошо разговаривал по-французски и по-немецки. С шести лет будущего писателя учил грамоте крепостной художник Павел Соколов, а латынь ему преподавал священник из соседнего села Заозерье. К поступлению в учебное заведение Салтыкова-Щедрина готовила и сестра Надежда, выпускница института благородных девиц.
К своей огромной радости на десятом году жизни Михаил покинул угрюмое родовое гнездо. Его ждал пансион при Московском дворянском институте, готовящим «золотую элиту» русского общества. Именно там юноша открыл для себя литературу, впоследствии ставшую смыслом всей его жизни.
По истечении двух лет Михаил Салтыков был признан одним из лучших учеников и переведен в знаменитый Царскосельский лицей, в стенах которого делали свои первые творческие шаги Пушкин, Пущин, Ломоносов. По-видимому, этот факт вдохновил на творчество и лицеиста Салтыкова, которого соученики и преподаватели называли «умником», а еще «угрюмым лицеистом». Михаил начал писать стихи, вдохновляясь знаменитыми предшественниками, некоторые из них даже публиковались в «Современнике». Однако критики считали его стихи слабыми, а сам Салтыков-Щедрин позднее писал: «Я безразлично пародировал и Лермонтова и Бенедиктова; на манер первого скорбел о будущности, ожидавшей наше «пустое и жалкое поколение»; на манер второго — писал послания «К Даме, Очаровавшей Меня Своими Глазами». Спустя время, юноша понял, что поэзия — это не его стихия, и переключился на прозу, в основном сатирического и аллегорического характера.
По окончании лицея в его аттестате в подпункте «характеристика» наряду с другими дисциплинарными проступками будет записано: «курение и грубость, написание произведений неодобрительного содержания». Еще в те годы юный Михаил видел гнетущую несправедливость и пытался в своих произведениях показать свое отношение к существующему строю в России. За что в будущем и поплатился…
Сразу же после окончания лицея будущий писатель был зачислен на службу в военную канцелярию. А спустя четыре года, за повесть «Запутанное дело», где отчетливо показал свое отношение к крепостному праву, был сослан на семь лет в провинцию. Эти рассуждения начинающего писателя о судьбе российского крестьянства могли бы остаться незамеченными, если бы не совпали с событиями французской революции 1848 года, которая всколыхнула не только Европу.
В Вятке, куда сослали «неблагонадежного писаку», Салтыков-Щедрин служил канцелярским чиновником в разных государственных конторах. И эта провинциальная жизнь дала возможность ему еще лучше узнать все темные стороны существования простого народа. Именно там он напишет «Губернские очерки» и составит «Краткую историю России». И именно там он себе найдет жену, одну и на всю жизнь.
Невзирая на критическое восприятие существующей действительности, наложившем отпечаток на его характер, Михаил Евграфович в душе был большим романтиком. А позже стал хорошим семьянином. Свою будущую супругу Лизоньку Болтину, дочь вятского вице-губернатора, он впервые встретил и полюбил, когда ей было всего-навсего двенадцать лет. Молодой человек терпеливо и верно ждал, когда девочка повзрослеет, чтобы предложить ей руку и сердце. И этот день настал.
Молодые люди поженились в июне 1856-го, мать жениха на венчание не приехала. Властная матушка Михаила Евграфовича выбор любимого сына не одобрила и отказала ему в материальной поддержке. Неудовольствие матери вызвали юный возраст невесты и отсутствие приданого.
Отношения в новой семье складывались сложно, супруги часто ссорились, сказывалась разница характеров: Михаил — прямой, вспыльчивый, в доме его боялись. Елизавета же, наоборот, мягкая и терпеливая, не обремененная знаниями наук. Салтыкову не нравились жеманство и кокетство жены, он называл идеалы супруги «не весьма требовательными».
«У жены моей идеалы не весьма требовательные, – со свойственной ему иронией писал Салтыков. – Часть дня (большую) в магазине просидеть, потом домой с гостями прийти. …, а по временам заходит в будуар и переодевается…»
Прошло семнадцать лет, прежде чем Елизавета Аполлоновна родила писателю двоих детей — сына Константина и дочь Елизавету. Злые языки поговаривали, что дети то и не его вовсе были. Так как за женой накрепко закрепилась репутация ветреной и взбалмошной особы. Однако Михаил Евграфович слухам не верил. А еще сильнее любил свою Лизоньку и отпрысков.
И, невзирая на то, что оставалась она с писателем до конца его дней, платила за его безмерную любовь вовсе не взаимностью, называя мужа исключительно «мерзавцем» и неудачником, который сломал ей жизнь. В кабинет к Михаилу Евграфовичу она захаживала только для того, чтобы взять денег. Да и дети, видя такое отношение матери к отцу, вели себя соответственно. А он, как уверяли очевидцы, даже перед своей кончиной, заботясь о любимой жене, умолял сына беречь мать и позаботиться о ней.
С конца 1860-х Михаил Салтыков-Щедрин сосредоточился на литературе. Он переехал в Петербург и принял приглашение Николая Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки». А в 1869 году начал по частям печатать «Историю одного города». Это произведение литературоведы назвали вершиной его сатирического искусства. В романе автор в ироничном тоне описал жизнь в вымышленном городе Глупове, а также высмеял деятельность градоначальников и его приближенных, которые в разное время там правили. Прототипами некоторых героев были императоры Петр I, Петр III, Павел I, Александр I, Николай I, а также государственные деятели Михаил Сперанский и граф Алексей Аракчеев.
В 1869 году Салтыков-Щедрин создал свои первые сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». В них писатель снова высмеивал помещичье-бюрократическую систему и воспевал крестьянский труд. Его сказки напоминали басни: в них были подтекст, мораль и много иносказаний.
В декабре 1882 года Салтыков-Щедрин вернулся к этому жанру и подготовил к февральской книжке «Отечественных записок» три сказки — «Премудрый пискарь», «Бедный волк» и «Самоотверженный заяц». Они уже больше напоминали русские народные сказки о животных, но в то же время несли социально-политический смысл. Тогда же «Отечественные записки» уже начали получать предупреждения о цензуре. Поэтому Салтыков-Щедрин решил выпустить эти три сказки только через два года. К произведениям он добавил подзаголовок: «для детей изрядного возраста». Один из цензоров писал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Вторую и третью серии сказок цензура не пропустила, а в апреле 1884 года «Отечественные записки» закрыли за «вредное направление». Сборник «Сказки», цикл очерков «Мелочи жизни» и автобиографический роман «Пошехонская старина» Салтыков-Щедрин публиковал уже в журнале «Вестник Европы». Но не все сказки вышли в печать при жизни автора. Параллельно писатель создавал романы «Современная идиллия» и «Господа Головлевы», а также цикл «Пошехонские рассказы».
С 1875 года писатель тяжело болел. Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, посетителям, которые приходили навестить больного, просил передать: «Я очень занят – умираю». Но при этом не переставал писать, его проза оставалось до конца его дней сильной и свободной.
Салтыков-Щедрин считал, что все литераторы, особенно схожих взглядов, должны покоиться на Волковском кладбище. Здесь были похоронены писатели Александр Радищев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев, Иван Тургенев. Поэтому в 1878 году он рассердился, когда Николай Некрасов, согласно завещанию, был погребен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря, а не на Волковском «со своими».
Михаил Салтыков-Щедрин умер 10 мая 1889 года в Петербурге. По завещанию его похоронили рядом с Иваном Тургеневым на Волковском кладбище.
Нажмите на изображение, чтобы принять участие в интерактивном тесте.
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…
Спасибо за внимание!