Уважаемые читатели!
Представляем Вашему вниманию литературную визитку «Королева мягкого юмора», о Надежде Лохвицкой, более известной под творческим псевдонимом Тэффи – русской поэтессе, писательнице, переводчице первой половины 20-го века, авторе рассказов, повестей, новелл и романов детективно-юмористического жанра. Ее увлекательные книги читали люди совершенно противоположных взглядов – от Николая II до Владимира Ленина. Рассказы Надежды Александровны не теряют актуальности уже более ста лет, поскольку ее герои удивительно похожи на современных обывателей.
«Сатирик в юбке» родилась в мае 1972 года в петербургской семье интеллигентов. Точная дата рождения, как и количество братьев и сестер писательницы до сих пор является спорным вопросом. Отец Нади был успешным адвокатом, профессором и публицистом, популяризировавшим юриспруденцию посредством литературы. Мужчина скончался, когда дочери было 12 лет. Заботы о детях легли на плечи матери, имевшей французское происхождение. Согласно семейному преданию, прадедушка Надежды по имени Конрад увлекался написанием мистических стихов и был прозорливым человеком. Считалось, что, если этот дар перейдет к наследнице женского пола, она будет обречена на несчастную жизнь.
С юных лет Лохвицкая запоем читала книги и искренне переживала за судьбы героев. Однажды девушка посетила Льва Толстого и слезно попросила его не «убивать» своего любимчика Андрея Болконского. В 1901 году в издании «Север» появилась первая литературная работа начинающей поэтессы. Стихотворение с названием «Мне снился сон безумный и прекрасный» нашло теплый отклик среди любителей романтики. К тому времени сестра Нади, Мария, уже стала известной в обеих столицах сочинительницей, выступавшей под псевдонимом Мирра Лохвицкая.
Надежда поняла, что ей тоже необходимо звучное творческое имя. О том, как появилась Тэффи, Лохвицкая выдавала совершенно разные версии. Первый вариант – псевдоним заимствован из произведения Киплинга о непослушной девчонке, которая постоянно напрашивалась на порку. По второй версии писательница просто переиначила имя Стэффи, принадлежавшее ее глупому, но весьма удачливому приятелю. Юмор был неотъемлемой частью творческой биографии Тэффи. И хотя женщина создала огромное количество стихов, романов и переводов иностранных книг, настоящую славу ей принесли именно короткие шутливые рассказы, в которых автор мастерски сочетала лирику и сатиру.
В читающих кругах Мирру Лохвицкую считали предтечей таких знаменитых поэтесс, как Марина Цветаева и Анна Ахматова. А вот Надежду нередко сравнивали с Антоном Чеховым, положившим начало сатирическому жанру. Одновременно с Тэффи юмористической звездой того времени был Аркадий Аверченко, относившийся к коллеге с огромным уважением. На страницах своего «Сатирикона» он регулярно печатал работы своей конкурентки, которая была за это очень благодарна. Помимо этого, юморески и фельетоны писательницы издавались в журналах «Речь» и «Русское слово». Когда творчество Лохвицкой обрело невероятную популярность, предприимчивые производители стали называть ее именем шоколадные конфеты и парфюмерную продукцию.
В текстах Надежды Александровны читателя привлекала захватывающая детективная линия и назидательность басенного жанра. В «Преступнике» и «Жизни и воротнике» оба персонажа страдают стяжательством, но в финале их ждет совершенно разный итог. Если юный воришка из первого произведения решает исправиться, то второй герой продолжает грешить и даже втягивает в свои дела некогда порядочную девушку. Персонажи рассказов «Демоническая женщина», «Счастливая любовь» и «Катенька» пытаются обмануть весь мир, но в итоге попадаются в собственную ловушку. Произведение «Счастье» повествует о приходе к власти пресловутых «Шариковых», во времена которых обнажились самые низменные человеческие качества простых обывателей.
Ни один из Лохвицких не поддержал революцию. Старший брат Николай присоединился к отрядам Колчака, сама Надежда уехала во Францию. Жизнь вдали от родины была безрадостной, однако Тэффи прекрасно понимала, какая судьба ее ждала при большевистской власти. Красавицей Надежда не была, поэтому дала согласие на брак первому же претенденту. Владимир Бучинский стал отцом двух дочерей писательницы – Леры и Лены, позже появился сын Янек. Стать хорошей матерью у Тэффи не вышло – через несколько лет после свадьбы женщина ушла из дома, оставив мужа и ребятишек. Владимир этот поступок не простил и запретил бывшей супруге видеться с детьми. До последних дней «демоническая женщина» сохраняла максимально загадочное и мистическое амплуа, держа журналистов на расстоянии вытянутой руки. На вопрос о возрасте писательница неизменно отвечала, что ощущает себя подростком. Надежда Александровна обожала пушистых питомцев, особенно своего страдающего ожирением кота. На закате дней автор книг искала пути примирения с детьми, но навстречу ей пошла только дочь Лера. Многие поклонники, мечтавшие познакомиться с прославленной сочинительницей, при личной встрече испытывали разочарование. На деле литературный кумир оказывалась меланхоличной женщиной с весьма раздражительным характером. Благоволила она лишь своим талантливым коллегам, часто обращавшимся к ней за помощью. Перебравшись в Париж, знаменитость открыла литературный салон, куда стекались сотни русских эмигрантов.
Личная жизнь писательницы наладилась во втором браке с сыном калужского предпринимателя Павлом Тикстоном. Тэффи искренне полюбила этого человека и считала самым лучшим мужчиной на планете. Когда болезнь приковала Павла к постели, Надежда не отходила от него буквально ни на минуту. Когда мужа не стало, материальным обеспечением вдовы стал заниматься известный парижский миллионер и филантроп Атран. После его смерти выплаты прекратились, и Тэффи оказалась в непростом финансовом положении. В Париже Лохвицкая пережила нацистскую оккупацию. В 1940-х годах пресса активно муссировала слухи о ее кончине, в одной из газет даже появился некролог ее памяти. Однако умерла создательница юморесок только 6 октября 1952 года.
Представляем Вашему вниманию слайд-шоу книг Тэффи, имеющихся в фонде нашей библиотеки.
Спасибо за внимание!