ЛИТНОВОСТИ (ИЮНЬ)

      Комментарии к записи ЛИТНОВОСТИ (ИЮНЬ) отключены

Объявлены лауреаты литературной премии «Московский счет-2019»

На книжном фестивале «Красная площадь» 2 июня объявили имена лауреатов премии «Московский счет» за лучшие поэтические книги 2018 года. Большая премия присуждена классику современной поэзии Олегу Чухонцеву за книгу «Гласы и глоссы: Извлечения из ненаписанного». Лауреатом Малой премии стал Дмитрий Гаричев, которого отметили за дебютную книгу «После всех собак».

Дипломы премии получили 9 книг, которые набрали наибольшее количество голосов:

  • Максим Амелин «Веселая наука, или Подлинная повесть о знаменитом Брюсе, переложенная стихами со слов нескольких очевидцев»,
  • Владимир Друк «Алеф-Бет»,
  • Ян Каплинский «Наши тени так длинны»,
  • Игорь Караулов «Ау-ау»,
  • Бахыт Кенжеев «Элегии и другие стихотворения»,
  • Елена Лапшина «Сон златоглазки»,
  • Елизавета Мнацаканова «Новая Аркадия»,
  • Андрей Родионов «Поэтический Дневник»,
  • Владимир Строчков «Времени больше нет».

В этом году во второй раз вручили награду в студенческой номинации премии, координируемой Центром новейшей русской литературы ИФИ РГГУ. Победителя избрали инициативным жюри, в которое вошли студенты РГГУ и других московских вузов. Лучшей признали книгу Андрея Родионова «Поэтический дневник» .

Специальных премий удостоены 3 книги:

Дмитрий Веденяпин «Птичка»,
Александр Кабанов «Русский индеец»,
Андрей Сен-Сеньков «Стихотворения, красивые в профиль».

Литературную премию «Московский счет» вручают с 2003 года, награду присуждают в 2-х номинациях. Большой премией награждают поэта, книга которого набрала наибольшее количество голосов, а Малую вручают автору лучшей дебютной книги. Специальной премией отмечают книги, отставшие от победителей на несколько голосов.

Источник: Новости литературы

Шорт-лист премии «Большая книга – 2019»

Стал известен короткий список премии «Большая книга». В него вошло двенадцать книг от четырнадцати писателей. 

Как часто бывает, имена почти все знакомые, проверенные большинством отечественных премий этого года. Тем лучше, ведь теперь можно с полной уверенностью сказать, что этот список из двенадцати книг – действительно лучшее из того, что вышло на русском языке за последнее время. 

Вот кто в него вошёл:

«Рай земной», Сухбат Афлатуни

«Собаки Европы», Ольгерд Бахаревич

«Брисбен», Евгений Водолазкин

«Собачий лес», Александр Гоноровский

«Все, способные дышать дыхание», Линор Горалик

«Венедикт Ерофеев: Посторонний», Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский

«Калечина-малечина», Евгения Некрасова

«Опосредованно», Алексей Сальников

«Дождь в Париже», Роман Сенчин

«Дни Савелия», Григорий Служитель

«Жизнь А.Г.», Вячеслав Ставецкий

«Дети мои», Гузель Яхина

Всего на премию было выдвинуто 343 работы, в длинном списке оказалась 41 книга. Напомним, что Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности». Денежное содержание первой премии – 3 млн рублей, второй премии – 1,5 млн рублей, третьей премии – 1 млн рублей. Имена лауреатов – 2019 станут известны до конца года. 

Источник:  ReadRate

В Лондоне вручили премию книге о Чернобыле

В Лондоне состоялось вручение премии лондонского центра русского языка и культуры «Пушкинский дом». Победителем в этом году стал Сергей Плохий с книгой «Чернобыль. История трагедии». Ему также вручили денежный приз в размере £5000.

Премия «Пушкинский дом» вручается с 2013 года. Ежегодно жюри выбирает и награждает лучший нон-фикшен о России, написанный на английском языке. Так, в прошлом году финалисткой стала историк Алексис Пери, написавшая книгу о блокаде Ленинграда. 

Сергей Плохий – советско-канадско-американский историк, специалист по истории Восточной Европы. Родился в Горьком (ныне Нижний Новгород), в начале 1990-х переехал в Канаду, затем в Америку. Сейчас занимает пост профессора истории в Гарвардском университете.

Как ясно из названия, Плохий пишет о том, что случилось в апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС. Он анализирует причины и последствия аварии, рассказывает о том, как её воспринимало общество. В работе автор опирался на многочисленные архивные документы и, кажется, даже на частично засекреченный архив КГБ УССР. В прошлом году его книга стала настоящим бестселлером, ведь он одним из первых сумел внятно и достаточно беспристрастно рассказать читающей Европе о Чернобыле. На русский книгу будет переводить «Новое издательство», дата выхода ещё не анонсирована.

Совпадение или нет, но награждение Плохия состоялось почти сразу после того, как HBO удивило весь мир своей сенсацией. Сериал «Чернобыль» занял первое место по оценкам зрителей, опередив даже «Игру престолов» и «Во все тяжкие».

Источник:  ReadRate

Рукописные книги Леонардо да Винчи выложили в свободный доступ

Музей Альберта и Виктории сделал царский подарок всем любителям истории, живописи и культуры – там оцифровали и выложили в свободный доступ знаменитые записные книжки Леонардо да Винчи.

Итальянский художник, учёный и изобретатель всю жизнь вёл дневники, описывая в них всё, что лежало в области его интересов. То есть попросту всё, ведь сложно было найти предмет, неспособный вызвать любопытство Леонардо, являющегося ярчайшим примером «универсального человека» эпохи Возрождения. Живопись, анатомия, ботаника, физиология, инженерия, геология, метеорология… Свои дневники да Винчи использовал, чтобы задавать себе и человечеству каверзные вопросы и искать на них ответы.

Пять из этих тетрадей, написанных с 1487 по 1505 год, объединены в три тома и названы Кодексом Форстера. Имя этому наследию подобрано в честь Джона Форстера – человека, передавшего дневники в музей. 

В дневниках да Винчи зарисовывал эскизы своих дерзких изобретений (скажем, за три века до начала эры воздухоплавания он придумал прототип вертолёта), исследовал свойства материалов, изучал пропорции человеческого тела, рассматривал вопросы гидродинамики и гидротехники. Только представьте, как интересно следить за его творческой и инженерной мыслью из XXI века!

Чтобы попытаться это сделать, достаточно зайти на сайт Музея Альберта и Виктории, где некоторые из записных книжек теперь доступны для чтения. Правда понять, что написал автор «Моны Лизы», не всегда легко. Многие записи сделаны знаменитым «зеркальным почерком Леонардо» – то есть от правого листа в левую сторону. Но даже праздное разглядывание легендарных записей – занятие, способное вызвать мурашки по спине. 

Кстати, некоторые суждения и трактаты Леонардо переведены, адаптированы и собраны в отдельные сборники. А тем, кто жаждет поближе познакомиться с фигурой да Винчи, рекомендуем почитать свежую биографию творца от одного из ведущих современных биографов Уолтера Айзексона

Источник:  ReadRate