Литературный клуб «ОткЛиК»: «Современные писатели-юбиляры 2021: Павел Крусанов»

Уважаемые читатели!

14 августа исполняется 60 лет современному российскому писателю-прозаику Павлу Крусанову.

Павел Васильевич родился в Ленинграде в семье служащих. Часть его детства прошла в Египте (его отец работал на строительстве Асуанской плотины). Будущий писатель окончил педагогический институт им. А.И. Герцена (ЛГПИ) по специальности география и биология. В первой половине 1980-х он был активным представителем музыкального андеграунда, членом Ленинградского рок-клуба, участником группы «Абзац». В те же годы участвовал в выпуске литературного самиздатского журнала «Гастрономическая суббота». Работал осветителем в театре, садовником, техником звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати. С 1989 года начал работать в издательствах на редакторских должностях («Васильевский остров», «Тритон», «Северо-Запад», «Азбука», «Лимбус Пресс»). Павел Васильевич является финалистом литературных премий: «Северная Пальмира» (1996), АБС-премия (2001), «Национальный бестселлер» (2003). Коллекционирует жесткокрылых. Женат, имеет двух сыновей. С 1989 года публикуется в официальных изданиях (журналы: «Родник», «Звезда», «Русский разъезд», «Московский вестник», «Черновик», «Сумерки», «Соло», «Октябрь», «Комментарии»). В 1990 году издана первая книга — «Где венку не лечь». Следом вышли книги: «Одна танцую» (1992), «Знаки отличия» (1995), «Рунопевец» —  «пересказ» карело-финского эпоса «Калевала» (1997), «Отковать траву» (1999). С 1992 года является членом Союза писателей Санкт-Петербурга.

Книга рассказов «Знаки отличия» в 1996 году была номинирована на премию «Северная Пальмира». В 1999 году, после публикации журнальной версии романа «Укус ангела», Павел Васильевич стал лауреатом Премии года журнала «Октябрь». После выхода романа «Укус ангела» к Крусанову пришла всероссийская известность, и за автором закрепилась репутация «имперца». Книга вызвала шквал рецензий и отзывов, однако критики так и не смогли прийти к определенному мнению ни относительно жанра романа (его определяли то как «интеллектуальное фэнтези», то как «антиутопию», то как «альтернативную историю», то как «неомифологизм»), ни относительно его идейных и художественных достоинств. Характерная оппозиция оценок выглядела так: «Петербургский литератор Крусанов написал мощнейший роман XXI века» (Лев Данилкин, журнал «Афиша»); «Павел Крусанов и его книга «Укус ангела» — первая проба ценителей имперских сапог в области изящной словесности» (Дмитрий Ольшанский, «Новая русская книга»). Несмотря на разброс мнений, а, возможно, и благодаря ему, за год книга выдержала четыре издания. Следующий роман «Бом-бом» (2002) вызвал аналогичную, хотя и более сдержанную, реакцию критики, что не помешало ему стать финалистом премии «Национальный бестселлер» (2003). Роман описывает историю старинного дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен охранять подземную «чертову башню» с мистическим «гневизовом» — орудием пробуждения русского бунта. Метод, которым воспользовался Крусанов в романе, критики определили как ловушку: «Ловушка эта — неожиданное вплетение фантастической ниточки в серый холст повседневной жизни». Критики справедливо усматривают в обоих романах влияние сербского писателя Милорада Павича. Примерно в то же время писателя заприметило питерское издательство «Амфора», которое к настоящему времени издало уже 4 книги Крусанова: «Укус ангела», сборник рассказов «Бессмертник», «Ночь внутри» (частично исправленная автором повесть «Где венку не лечь») и, наконец, в 2002 году — роман «Бом-Бом». В конце 2002 года выходит книга «Другой ветер» — сборник рассказов и повесть «Дневник собаки Павлова», а осенью 2003 года —  подарочное издание романа «Укус ангела», дополненного всё теми же самыми рассказами. В конце 2004 года и в начале 2005 года в перебургском издательстве «Астрель» вышли 2 книги: «Действующая модель ада» и переизданный эпос «Калевала» в переводе Павла Крусанова. В 2005 году в издательстве «Амфора» вышел роман «Американская дырка», действие которого происходит в 2010-2011 годах. Один из главных персонажей романа — Сергей Курёхин, который, оказывается, не умер в 1996 году, а просто, достигнув полного совершенства в профессии музыканта, решил начать свою карьеру с нуля и попробовать свои силы на новом поприще, — затевает авантюру-провокацию, с целью вовлечь в проект США, тем самым уничтожив «самый меркантильный человечник». В разные годы Крусанов работал составителем сборников и альманахов «Семь вёрст до небес» (1990), «Русский разъезд» (1993), «Ё» (1996), «Митьки. Выбранное» (1999), «Синяя книга алкоголика» (2006).
С конца 80‑х годов по сегодняшний день Павел Крусанов, постоянно занимаясь редакторской работой, ведёт литературное дело в Петербурге, отыскивая годных авторов, инициируя разнообразные литературные проекты. Без этого надёжного спокойного человека и автора трудно себе представить литературный Петербург, да и всю современную литературную Россию.

Интерактивный плакат «Время читать Павла Крусанова»

Спасибо за внимание!