Вечер-портрет «Н. А. Некрасов – поэт доли народной» (200 лет Н. А. Некрасову)

Уважаемые читатели!

10 декабря исполняется 200 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова — поэта, прозаика, публициста и классика русской литературы. Некрасов как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. В поэзии Некрасова отразился революционно-демократический этап русского освободительного движения. В центре его творчества — народ, его страдания под властью помещиков, самодержавия. Главный источник поэзии Николая Алексеевича — мысль о долге поэта перед народом. Любовь к русскому народу, к родной земле и природе сливались у Некрасова в одно чувство. Вечно милыми казались ему скудное поле, кудрявые березы, студеные зимы, жаркое лето. Он всей душей стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и маленьким. Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, он постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с ее животворящими силами. Произведения Н.А. Некрасова трогают за самые чувствительные струны души: любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание, умение видеть красоту и радоваться ей. Стихи Николая Алексеевича, как никакие другие, помогают развитию эмоционального интеллекта, учат сопереживать и сострадать. Ведь и сам Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией».

Николай Алексеевич Некрасов  родился в Немирове в Винницком уезде Подольской губернии в семье помещика и поручика егерского полка Алексея Сергеевича, ярого крепостника и невежественного человека, и Елены Андреевны, женщины любящей и гуманной. Когда Некрасову-младшему было 3 года, его семья переехала в село Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Именно там юный Николай увидел угнетение крепостных и помещичью тиранию, которые позже были отражены в стихотворениях «В дороге», «Родина», «Псовая охота» и других. Впоследствии судьба народа стала постоянной темой раздумий некрасовского лирического героя.

С 1832 по 1837 год Некрасов учился в Ярославской гимназии, интереса к учёбе он не испытывал, учился плохо и писал сатирические стишки о наставниках. Из пятого класса отец его забрал. На этом пребывание Некрасова в гимназии завершилось, а в 1838 он и вовсе уехал в Петербург.  Изначально он должен был поступить в военное училище, но вопреки желанию отца стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Однако испытание не выдержал и стал вольнослушателем философского факультета. Отец лишил его финансовой поддержки, и чтобы не умереть с голоду, Некрасов зарабатывал, составляя письма и прошения для крестьян. В этот период Николай Алексеевич прошёл настоящую школу «петербургских мытарств», еле сводя концы с концами. В начале 40-х годов Некрасов погрузился в литературу. Его стихотворения часто носили подражательный характер, поэтому первый сборник «Мечты и звуки», вышедший в 1840 году, вызвал упреки в эпигонстве. Но в то же время прозаические и драматические произведения Николая Алексеевича имели успех, благодаря чему в 1841 году Некрасов начал работать в «Литературной газете» и «Отечественных записках». Там, помимо повестей и рассказов, появились его критические статьи и рецензии, вызывающие общественный резонанс. Был Николай Алексеевич и издателем. Он выпустил в свет сборники стихотворных фельетонов: «Статейки в стихах, без картинок» (1843), «Физиологию Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), альманах «Первое апреля» (1846). Эти книги стали литературным манифестом натуральной школы. В сборниках были напечатаны произведения В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, В.И. Даля и других. В эти же годы Некрасов пишет стихи, обличающие крепостничество, сатиры на «добродетельных» лицемеров. Он рисует конфликты, вызванные социальным неравенством, трагические судьбы бедных людей. Белинский, который критиковал раннее творчество поэта, позже писал, что новые стихи Некрасова «…проникнуты мыслию; это — не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного». Белинскому и его друзьям-западникам принадлежит и важная роль в становлении демократических убеждений Николая Алексеевича Некрасова. 

Вам знакомо название «Современник»? Верно, это журнал, основанный ещё А.С. Пушкиным. В 1847–1866 годах Николай Некрасов был издателем и редактором «Современника», ставшего органом революционно-демократической мысли, а в лирике поэта появились новые темы: стихи, посвящённые Авдотье Панаевой (гражданской жене поэта), циклы стихов о городских бедняках, стихотворения о женской доле, о тяжкой судьбе народа, о крестьянской жизни. Традиционный для русской литературы образ пахаря в произведениях поэта лишился идеализации. Работал Некрасов и над прозой. 50-е годы стали временем настоящего успеха в творчестве Николая Алексеевича — его выдвинули в первые ряды русской литературы. В это время поэт выпустил сборник «Стихотворения Н. Некрасова». В нём прослеживалось развитие его собственного стиля от начала творческого пути и вплоть до той поры, когда в работах поэта звучат призывы к революционной борьбе.

В период общественного подъема 50–60-х годов и крестьянской реформы Некрасов писал исполненные высокого гражданского пафоса стихи: «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда» и другие. Укрепились демократические позиции лирика. В ряде произведений он обращался к теме России, «русского человека», его самосознания и общественного назначения. Николай Алексеевич отстаивал революционно-демократическое направление «Современника». В «Заметках о журналах» он отстаивал и воспитательно-просветительскую роль литературы. Некрасов защищал гоголевские традиции, не противопоставляя их пушкинским, ценил реалистичную литературу. В 60-е годы Некрасов писал сатиры, разоблачающие правительственную цензуру, мнимую гласность («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»), дворянский либерализм 40-х годов, прогрессистов нового времени («Медвежья охота»). Литературные портреты революционных демократов в лирике поэта также отражают противоречивые и внутренне единые стороны его творчества, эволюцию его лирического героя. В некоторых стихотворениях Николая Некрасова прослеживаются мотивы душевной усталости, порой — либеральные надежды на реформы. Некрасов старался спасти «Современник», но иногда допускал тактически неверные шаги, что вызывало отрицательную реакцию в прогрессивных кругах и среди русских эмигрантов. Николай Алексеевич тяжело переживал эти упреки друзей и отвечал на них стихами: «Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Зачем меня на части рвете…» и другими. 60-70-е гг. были эпохой протестов и восстаний «освобождённых от земли» крестьян. Народные волнения нашли отклик в лирике писателя. В это же время закрывается журнал «Современник».

Последние 10 лет жизни Некрасова неразрывно связаны с журналом «Отечественные записки». Тогда же он работал над знаменитыми поэмами «Кому на Руси жить хорошо», оставшейся незавершённой, и «Русские женщины». Николай Алексеевич писал о «героях» современного общества — бюрократах, буржуа и либеральных дельцах. В 70-е годы лирик был близок к революционно настроенной молодёжи. В цикле стихов «Последние песни» (1876–1877), в незаконченной поэме «Мать» (1877) трагические мотивы переплетаются с темой долга поэта перед народом, «великими целями века». 

В 1876 году Некрасову диагностировали рак кишечника, который на два года приковал его к постели. В это нелёгкое для себя время поэт создал «Последние песни», которые по искренности чувств относят к лучшим творениям поэта.  Для поздней его лирики характерны элегические мотивы, связанные с усилением общественной реакции, утратой поэтом многих друзей, сознанием одиночества, тяжёлой болезнью, покаянными мотивами, сходными с проблематикой народнической поэзии. Однако Некрасов сохранял веру в будущее России и народа. Скончался Николай Алексеевич 8 января 1878 года. Похороны Некрасова, в которых участвовали представители нового революционного поколения, явились событием большого общественного значения. Это был один из тех случаев, когда отечественному писателю отдавали всенародные почести. Похоронен Некрасов на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Николай Некрасов продолжил реалистические традиции «солнца» и «луны» русской поэзии — А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Его поэзия показывала «прозу жизни», а его реализм освещён демократическими идеалами. Как Пушкин и Лермонтов явились выразителями дум своего поколения, декабристской эпохи, так Некрасов стал певцом новых людей, выдвинутых русским освободительным движением середины XIX века. Поэтов в России было много, но именно Некрасов отошёл от героического пафоса и услышал в народном творчестве печальное причитание, сложившееся за долгие годы крепостного права, рекрутчины и нескончаемой бедности. Николай Алексеевич вошёл в историю как поистине великий поэт, писатель, публицист! 

Спасибо за внимание!