Онлайн-журнал «Страницы великой войны», №7

      Комментарии к записи Онлайн-журнал «Страницы великой войны», №7 отключены

Первый оскароносный советский фильм о Великой Отечественной войне

Все мы знали про парад 1941 года на Красной площади. Потрясающий факт истории Великой Отечественной войны, значение которого неоценимо. В те самые сложнейшие годы, когда враг был под Москвой, был сделан документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», за который  был получен первый «Оскар».

В ноябре 1941 года Сталин решил начать снимать документальный фильм о боях под Москвой. Были определены два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съёмках принимали участие пятнадцать фронтовых операторов. Картина построена на документальных съёмках Москвы и Подмосковья во время строительства заградительных сооружений, работы оборонительных заводов, военных действий, освобождения подмосковных городов и деревень. Картина запечатлела героизм людей при обороне Москвы, масштабность разрушений и потерь. Работа советских документалистов получила заслуженное признание. Фильм был удостоен Сталинской премии I степени.

В 1943 году фильм был выдвинут самими американцами на номинацию как лучший документальный фильм — и победил! В США «Разгром» был перемонтирован, переозвучен, сокращён на 10 минут и выпущен под названием “Moscow Strikes Back”, которое у нас обычно не вполне точно переводят как «Москва наносит ответный удар». В таком виде его и смотрели американские киноакадемики, и советская кинолента впервые получила премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм (1943).

Фильм  «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=lmwG_WaqaFc&t=17s

После его выхода на экраны военные стали говорить: «Мы получили новый вид оружия». Так за что же нам вручили самый первый «Оскар»? В основу фильма легли кадры документальной съемки военного парада 1941 года. Они знакомы каждому из нас. По крайней мере, тем, кто родился и вырос в Советском Союзе. Из этой хроники мы помним, как войска с брусчатки Красной площади уходили прямиком на фронт. Как Сталин на Мавзолее говорит солдатам напутствующую речь.

Фильм «Парад 1941 года на Красной площади»  смотрите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=3GGf7SMhc8I

Сегодня не очень понятно, зачем тогда, в 1941 году, нужен был этот парад. Что за пир во время чумы? И это в то время, когда гитлеровская армия хозяйничала на всем континенте, практически в границах сегодняшнего Европейского Союза. Армия, которая не знала поражений. Которая, несмотря на упорное, кровавое сопротивление наших солдат, уже заняла Минск, Киев, Смоленск и теперь стоит на самом пороге Москвы — на трамвае можно доехать. И вдруг — парад! Какой парад? Зачем?

 Но дело было не в самодурстве Сталина, и уж тем более не в блефе. Это было продуманное решение, которое в итоге гениально сработало.  Начиная с парада, мы, вовсю, готовились к контрнаступлению. Потому что потеря Москвы означала бы поражение в войне. Парадом мы показали всему миру, что не отдадим Москву. Разгром фашистов под Москвой стал переломным моментом в войне. Если бы мы пустили врага в столицу, план «Барбаросса» мог вполне сработать.

Битву под Москвой снимали те же кинематографисты, которые снимали парад. Будущий оскароносный фильм снимали три месяца. Ночами режиссеры обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили тех на передовую, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Так близко была линия фронта. Фильм про бои под Москвой снимало 15 операторов. Они ходили с разведчиками на задания, их забрасывали вместе с партизанами в тыл врага, они снимали воздушные бои, сидя в бомбовых люках самолетов

 Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» был смонтирован в рекордные сроки — к концу декабря он был почти готов. Оставалось только сделать озвучивание картины и размножить копии для показа по всей стране. Уже 23 февраля 1942 года фильм вышел на экраны страны. Чтобы его посмотреть, люди выстраивались у кинотеатров в огромные очереди. Фильм про оборону Москвы специально распространяли через наши представительства в странах-союзниках, чтобы показать ту большую и страшную войну, которую мы вели с нашим общим врагом. Так фильм попал в начале 1943 года и в Америку. Вскоре туда приезжает группа советских операторов — снимать фильм об атлантических конвоях. В их числе был и оператор Владислав Микоша. Уже перед возвращением в СССР советский консул подозвал его и вручил ему коробку. В коробке лежала золотистая статуэтка. Это оказался «Оскар» за фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Сегодня об «Оскаре» бы трубили все газеты, а тогда…. Тогда Сталинская премия значила куда больше. А «Оскар» — ну что «Оскар», какая-то киношная награда. В столице воюющей страны американская статуэтка мало кого интересовала. «Оскар» поставили на пыльную полку… Куда он делся? И где он находится сейчас?

Об этом вы можете узнать, посмотрев   документальный фильм об истории  съёмок фильма  «Разгром немецких войск под Москвой» по ссылке https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=-O7NMSRfg04&feature=emb_logo