Арт-час «Художник Вечной России»

      Комментарии к записи Арт-час «Художник Вечной России» отключены

Дорогие друзья! Приглашаем Вас на арт-час «Художник Вечной России», посвященный Илье Глазунову (1930-2017).
Главная тема творчества Глазунова, его всеобъемлющая страсть, любовь и боль — Россия.
«История России — это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения. Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России — красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое»- говорил Илья Сергеевич Глазунов.
Вокруг имени этого художника вот уже несколько десятилетий не стихают споры,но, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает. Что же лучше всего помогает нам понять творчество художника? Лучше всего понять творчество художника нам помогает его биография и осознание того, что его вдохновляло для создания картин.

Биография художника

Илья Глазунов родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в семье ученого-историка Сергея Федоровича Глазунова и Ольги Константиновны Глазуновой. В 1942 г. во время блокады Ленинграда родители и почти все ближайшие родственники Глазунова погибли, сам он был эвакуирован в Новгородскую область. Вернулся в Ленинград в 1944 г., поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) им. И. Е. Репина.
Глазунов окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина) в 1957 г., учился в мастерской Бориса Иогансона.
В 1956 г. Глазунов стал лауреатом международного художественного конкурса в Праге за портрет участника Движения Сопротивления, чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика. В 1957 г. состоялась первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусства в Москве.
В качестве дипломной работы в институте Глазунов представил картину «Дороги войны», на которой было изображено отступление советской армии в 1941 г., однако работа была отклонена ученым советом. Получив за диплом «тройку», был распределен преподавателем рисования и тригонометрии в Ижевск, затем в Иваново, однако вскоре вернулся в Москву.
С 1958 г. большую поддержку художнику оказывал поэт Сергей Михалков. В 1960-е гг. Глазунов много путешествовал, создавал портреты политических деятелей в СССР и за рубежом. В 1964 г. выставка работ Глазунова, организованная в одном из служебных помещений Манежа, была закрыта по требованию Московского отделения Союза художников.
В 1964-1972 гг. возглавлял патриотический клуб «Родина», был одним из инициаторов создания в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 1967 г. был принят в члены Союза художников СССР.
С 1978 г. преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1981 г. по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1986 г. основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, является бессменным ее ректором. В 2009 г. академии было присвоено имя Ильи Глазунова.
В 1990-е гг. участвовал в реставрации зданий Московского Кремля, был художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров 14-го корпуса Кремля. В 2004 г. была открыта Московская государственная галерея Ильи Глазунова, в которой выставлены более 300 работ художника, подаренных им Москве.
Глазунов является автором более трех тысяч произведений. Наиболее известные монументальные полотна художника – «Мистерия XX века» (1978), панно в штаб-квартире ЮНЕСКО «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980), «Вечная Россия» (1988), «Рынок нашей демократии» (1999). Широко известен в России и за рубежом как портретист, создавал портреты отечественных и иностранных общественных деятелей, актеров, политиков и др. Автор иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Александра Куприна, Михаила Лермонтова и других русских писателей. Создавал художественное оформление к постановкам Большого театра, Берлинской оперы и Одесского оперного театра.
Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» (1995, 2000, 2005, 2010), также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985). Имеет государственные награды ряда зарубежных стран, золотую медаль ЮНЕСКО «За вклад в мировую культуру и цивилизацию» (1999).
Действительный член Российской академии художеств, член Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны.
Автор книг воспоминаний «Дорога к тебе» (1965-1966) и «Россия распятая» (2005).

В 1970-е годы Илья Глазунов занимался оформлением произведений русской литературной классики. У художника был любимый писатель и Глазунов стремился максимально точно передать в своих иллюстрациях сочетание света и тьмы его книг.

Картины Ильи Глазунова

Илья Глазунов работал в самых разных жанрах — от изображений «ню» до парадных портретов, от пейзажей до городских зарисовок.Глазунов является автором более трех тысяч произведений. Но, конечно, в памяти отпечатались прежде всего его монументальные многофигурные полотна.

Расскажем о некоторых картинах:

«Вечная Россия» (1988)

Картина, созданная к 1000-летию крещения Руси, изображает множество великих россиян. Справа — монстры революции на птице-тройке (Троцкий даже больше бросается в глаза, чем Сталин). А на переднем плане — святые. А в самом центре, под Распятием — великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Но всех почти заслоняет обожаемый Глазуновым Достоевский.

«Великий эксперимент» (1990)

Картина целиком посвящена России в ХХ веке; судьба страны словно перечеркнута кровавой зловещей пентаграммой. В центре ее — конечно, Ленин и другие вожди революции; слева — хорошие люди (прежде всего бросается в глаза царская семья).

«Мистерия XX века» (1977-1999)

Самая известная, без сомнения, работа Глазунова. Во времена перестройки она буквально взорвала умы; чтобы посмотреть на полотно размером 3 на 8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями — где кто изображен. И кого там только нет: Гитлер, Сталин, Мао, Эйнштейн, Ленин, «Битлз»… 2342 персонажа, как кто-то подсчитал. И — реки крови, ядерный гриб, менора, протыкающая фашистскую каску, коммунистические митинги. Это картина об ужасах, которых в ХХ веке было не меньше, чем радости.

Илья Глазунов имел государственные награды ряда зарубежных стран, золотую медаль ЮНЕСКО «За вклад в мировую культуру и цивилизацию» (1999).

Известен Глазунов был как и портретист, который изображал политиков и деятелей культуры. Среди запечатленных им личностей были портреты индийского политика Индиры Ганди, итальянского режиссера Федерико Феллини, итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды, российского актера Иннокентия Смоктуновского, оперной певицы Елены Образцовой, космонавта Виталия Севастьянова, генсека СССР Леонида Брежнева.

Картина Ильи Глазунова с самой драматичной судьбой?
Это «Дороги войны» (1985).

На самом деле она была написана в конце 50-х и представлена в качестве дипломной работы (Глазунов заканчивал Ленинградский художественный институт имени Репина). Но… на ней изображалось отступление советских войск. И это привело руководство института в ужас. Только в 1964 году Глазунов показал ее на выставке. Увидели ее в итоге немногие — вскоре после выставки она была просто уничтожена… В 1985 году Глазунов написал ее заново.

Также Илья Глазунов автор серий работ с мест, где бывал — «Чили глазами художника», «Никарагуанский дневник», работ о сражающемся Вьетнаме, «Русский Север. Родина», «Кирилло-Белозерский монастырь», «БАМ».

Интересный факт биографии художника

Первое осознание своего предназначения пришло к Илье Глазунову тогда, когда он 16-летним выпускником художественной школы приехал в Киев посетить святые места — Софийский собор, Печерскую Лавру. И так велико было впечатление от увиденного и пережитого, что Илья набравшись смелости спросил у служителя церкви, что нужно для пострига в монахи. А отец Тихон в свою очередь, расспросив юношу о его жизни, и о том представляет ли тот, что такое монашеская жизнь ответил: «Мы, рабы Божьи, отгородились от мира высокими стенами Лавры и на склоне лет спасаемся здесь, но ты молод, полон сил. Да и имя носишь обязывающее: Илья — Богом избранный. Не зарывай талант в землю. Иди, учись, борись со злом, утверждай правду. Благословляю тебя, сын мой, и буду молиться».
Илья на всю жизнь запомнил эти слова. И видимо по этому художественные замыслы большинства картин Глазунова перекликаются с библейскими образами, с православной верой. На полотнах художника очень часто присутствует образ Христа – спасителя мира, к которому направлено духовное движение православных. Они ищут и находят в нем философские ответы на вопросы жизни. А образ распятой Руси в ХХ веке, созданный Ильей, является неотъемлемой частью и философии, и мировоззрения, и духовности, и творчества самого художника.

Жизнь художника Ильи Глазунова, часто сложная и скандальная, богатая неоднозначными событиями представляет несомненный интерес для любого читателя.

Представляем несколько книг о жизни художника:

Ярко освещается жизнь и творчество художника в книге известного журналиста Колодного Л.И. Любовь и ненависть И. Глазунова- Москва, 1998.
Л. Колодный о своей книге: «Моя книга – первая попытка объяснить причины многих парадоксов биографии этого великого человека, разрушить западню из кривых зеркал, куда его пытаются загнать искусствоведы, ничего не знающие о борьбе художника за право быть свободным».

Следующая книга о творчестве художника Новиков В.С. И. Глазунов. Русский гений – Москва, 2005.-(Лучшие биографии). В этой книге прослеживается противоречивый трудный путь художника к правде. Глазунов боролся за право иллюстрировать Ф. Достоевского, а не Горького, рисовать человека в его частной жизни, с эмоциями и душой, а не на трудовом фронте (хотя и такие картины у художника тоже есть), работать над историческими темами, когда не они определяли тогда социальный заказ. Илья Глазунов боролся против разрушения церквей, спасал иконы, когда в хрущевские времена их рьяно уничтожали. Возносил культуру Древней Руси, когда ее принижали. Одним из первых он осудил в 1962 году уничтожение Храма Христа Спасителя.

Самым достоверным источником о жизни и творчестве художника можно признать его книгу «Россия распятая», которая переиздавалась много раз. Из книги: «Моя память хранит многое о родителях, о времени, о войне и блокаде». С его взглядами на историю России можно не соглашаться, но с его мыслью, что «стыдно жить в России и не любить ее», не согласиться нельзя.
Всю жизнь на личном примере Илья Глазунов доказывал, что быть русским не стыдно, и Россия нуждается в каждом из нас.

С творчеством великого художника можно познакомиться также на сайте — glazunov.ru/tvorchestvo