Литературная гостиная «Великий мечтатель – Рэй Брэдбери»

      Комментарии к записи Литературная гостиная «Великий мечтатель – Рэй Брэдбери» отключены

Уважаемые читатели!

22 августа исполняется сто лет со дня рождения Рэя Брэдбери — американского писателя, чьи произведения читают во всём мире. Сам автор говорил о своём творческом выборе так: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс — мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница «Франкенштейна». Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке».

Помимо сотен небольших рассказов, он написал 11 романов, среди которых «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков». В произведениях, выдержанных в характерном образном и поэтическом стиле, Брэдбери обращается к темам ностальгии по детству, социальной критики и озабоченности неконтролируемым ростом современных технологий.

Рэй Брэдбери родился в городе Уокиган штата Иллинойс. С детства его интересовали фильмы ужасов, произведения фантастов Лаймена Фрэнка Баума и Эдгара Райса Берроуза. Поворотной для будущей писательской судьбы стала встреча с фокусником Мистером Электрико на карнавале в 1932 году. В один из вечеров он коснулся двенадцатилетнего Рэя острием меча, заряженного статическим электричеством, и воскликнул: «Живи вечно!» Эта мысль настолько поразила мальчика, что на следующий день он специально пришёл повидать фокусника. Они разговорились, Мистер Электрико познакомил его с другими карнавальными артистами, а под вечер сказал, что видит в нём переродившуюся душу своего лучшего друга, погибшего в Первой Мировой войне.

«Я шел домой после той встречи, пошатываясь под грузом двух великолепных подарков. Первым подарком было то, что я, оказывается, уже жил на этом свете (и мне об этом рассказали), а вторым — то, что мне предстоит попытаться каким-то образом жить вечно. Спустя несколько недель я начал писать свои первые короткие рассказы про Марс. С тех пор я никогда не останавливаюсь. Благослови Бог мистера Электрико, мой катализатор, где бы он ни был».

В 1934 г. семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес. Там Рэй вступил в местную Лигу Научной Фантастики. Знакомство с другими молодыми авторами подкрепило творческие силы, а журнал «Воображение!», издававшийся под началом Лиги, в 1938 г. опубликовал первое произведение Брэдбери — рассказ «Дилемма Холлерброшена». Уже через год он основал собственный журнал Futuria Fantasia и отправился на Всемирную конвенцию научной фантастики в Нью-Йорке, где завёл полезные знакомства.

В 1941 г. в журнале Super Science Stories был опубликован рассказ «Маятник», написанный Брэдбери в соавторстве с Генри Гассе. Это была первая публикация в профессиональном журнале, за которую он получил гонорар. В 1940-е гг. рассказы Брэдбери начали публиковать в различных журналах. Среди других авторов научной фантастики, считавшейся тогда утилитарным жанром, он выделялся богатым и развитым литературным стилем, и публиковался не только в так называемых макулатурных журналах, но и в таких серьезных изданиях, как The New Yorker.

В 1950 г. вышел первый роман Брэдбери «Марсианские хроники», состоящий из коротких рассказов о колонизации Марса и её последствиях. В этом романе, принесшем ему широкую известность, Брэдбери затронул волновавшие общество темы угрозы ядерного конфликта и новой мировой войны. В 1953 году вышел роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту», который часто называют величайшим произведением Брэдбери. Главный герой Гай Монтэг живёт в обществе, где книги запрещены, и работает в пожарной бригаде, которая их сжигает. Он тайно забирает книги, которые должен был сжечь, и по мере развития сюжета меняет отношение к устройству общества, в котором живёт. Монтэг присоединяется к тайной организации, участники которой запоминают литературные произведения, чтобы сохранить уничтожаемую культуру. 
В «451», как и в других произведениях, жанр научной фантастики писатель использовал как «платформу» для более серьезных размышлений о философии, политике, этике. Правда, несмотря на то, что имя Брэдбери ассоциируется прежде всего с научной фантастикой, сам он считал «451 градус по Фаренгейту» единственным своим произведением в этом жанре. Ещё одна известная на весь мир его повесть — «Вино из одуванчиков». Это автобиографичная и ностальгическая история об одном счастливом и коротком лете из жизни двенадцатилетнего мальчика в вымышленном городке Грин Таун. Продолжение, «Лето, прощай!», вышло в 2006 г. и стало последним крупным произведением Брэдбери.

Помимо этих романов, Брэдбери написал ещё много произведений. В 1970-е гг. он сосредоточился на поэзии и драме, затем вернулся к мистическим и детективным историям, которые писал в начале карьеры. Это романы «Смерть — дело одинокое», «Кладбище для безумцев», «Давайте все убьем Констанцию». 59 своих коротких рассказов Брэдбери адаптировал для телесериала «Театр Рэя Брэдбери», который показывали в США в 1985-1992 гг. Рэя Брэдбери не стало 5 июня 2012 года.
Свое отношение к прожитой жизни писатель прекрасно выразил в интервью «Комсомольской правде» в 1992 г.:

«Я прожил замечательную, чудесную, удивительную жизнь и, честное слово, жалеть мне не о чем. Мои самый большой успех — мое творчество <…> А неудач было мало».

Друзья! Предлагаем вдохновиться мудрыми высказываниями великого мечтателя!

Нажмите на изображение, чтобы перейти к просмотру электронной открытки с цитатами и афоризмами Рэя Брэдбери.

Представляем Вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Галактика Рэя Брэдбери».

Предлагаем Вам проверить свои знания творчества Рэя Брэдбери и ответить на вопросы интерактивного теста «Читая Брэдбери».

Нажмите на изображение, чтобы принять участие в интерактивном тесте.

Рэй Брэдбери – это любовь с первого прочтения и на всю жизнь! Его произведения пропитаны самыми добрыми фантазиями и воспоминаниями. Своей искренностью он научил нас радоваться приятным мелочам, а также подарил миру интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые ранее были на периферии современной литературы. Брэдбери знают, любят и с удовольствием читают всё новые поколения – и так будет всегда!

Спасибо за внимание!