Виртуальный новогодний калейдоскоп «Донское Рождество»

      Комментарии к записи Виртуальный новогодний калейдоскоп «Донское Рождество» отключены

Как казаки Новый год и Рождество встречали

Чем интересны казачьи Святки? Вообще, они чем-то отличаются от тех, что были в других регионах России?

— На Дону святочные традиции объединили и славянские верования, и христианские каноны. Казаки шли в церковь, а потом по хуторам и станицам носили звезду Велеса (шестиконечную), обряжались в животных, покровителем которых был Велес, пели колядки (стишки, означающие солнцеворот с зимы на лето). После революции и введения нового календаря произошёл сдвиг дат, смешение традиций. После 1917 года Новый год приходится на середину рождественского поста, завершающегося праздником Рождества Христова, отмечаемого по старой традиции практически за неделю до Нового года, по старому стилю – 14 января. Так и родилась традиция празднования старого Нового года. И теперь только в России два новогодних праздника!

Рождество – это праздник своеобразного обновления, очищения и благословения. Оно почиталось казаками и донскими жителями намного раньше, чем введённый Петром I Новый год. В XVII веке Новый год казаки по старинке отмечали осенью, но особенно не праздновали. Традиции пышных празднеств, карнавалов пришли на Дон в конце XVIII века, окончательно утвердившись в XIX веке. К рождественскому посту в прошлые века относились как к возможности покаяния, очищения и обновления, а в канун Рождества казаки обходили свои владения и произносили слова, передающиеся из поколения в поколение – колядки. Это пожелания богатства, процветания, здоровья.

Так, с особенным чувством казаки относились к лошадям. В рождественский сочельник хозяин первым делом посещал конюшню со словами «На коня, на кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег».

Существовал и своеобразный обычай на Дону зазывать «птичье счастье» – для этого детей заставляли квохтать или гоготать по-птичьему.

Что из старинных традиций сохранилось сейчас?

Щедрование, колядование и раздача кутьи (каши из цельнозерновой пшеницы с узваром). В XIX веке каждого, кто в чужом доме спел щедровку или колядку, а тем более принёс кутью, ждал щедрый подарок от хозяина дома. В ночь под Новый год (сейчас – старый Новый год) ряженые тоже ходили по домам и пели колядки, а утром 14 января начинали «посевать» – поздравлять с наступившим Новым годом со словами «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». Причём,  посевать должен был мужчина: по поверьям, пришедший утром мужчина в дом означал обязательный переход к хорошему, улучшениям в жизни! После Рождества Христова наступали Святки. Они длились до Крещения. К Святкам готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.

 Откуда пошёл обычай готовить вареники с сюрпризами?

– В старину неделя между Рождеством и Крещением наполнялась особым магическим смыслом. Считалось, что жизнь замедляется и в это время открываются странички будущего. Одним из гаданий были и вареники с сюрпризами. Если вареник с мукой, жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.  Вареники —  очень сытная пища, сдобренная маслом, сливками или сметаной, которую можно было есть после поста. Вареники олицетворяли сытую, богатую жизнь, не зря в старинной щедровке говорится «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, кильце ковбаски…» Всех угощали досыта, не жалея подарков, так как считалось, что таким образом задабривали саму судьбу.

 А какие рождественские обряды забыты сейчас совершенно?

– Раньше был очень распространён в казачьих станицах такой обряд. На следующий день после Рождества, в старину – 26 декабря (в наше время – 8 января), было принято почитать бабок-повитух и рожениц, этот праздник так и называли – Бабьи каши. С вечера и до утра женщины, родившие детей, щедро благодарили своих повитух, принося им хмельное и пироги, а девушки на выданье или замужние, которые не могут забеременеть, приходили к повитухам съесть магическую кашу из проса и гречихи, приготовленную повитухой. Эта трапеза должна была способствовать родовспоможению и плодовитости женщин. В итоге утром повитуха должна была помолиться за женщин, которые ели её кашу. Обряд совершенно не приветствовался и даже запрещался церковью.

Слайд-шоу «Рождество и Святки»

«Сею-вею, посеваю!»

Читаем вслух  «Ночь  перед Рождеством» Н. В. Гоголя

Отрывок из повести «Ночь перед Рождеством» читает ведущий библиотекарь Галина Ватутина

Мира, Добра, Благополучия!

Материал взят из открытых интернет-источников