19 января 2021 года исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка, великого гражданина Отечества, человека-эпохи, русского богатыря, интеллигента, крупнейшего общественно-политического деятеля советского времени, творца: поэта, публициста, просветителя, журналиста, издателя, драматурга, главного редактора журнала «Огонек» Анатолия Владимировича Софронова.
Анатолий Владимирович Софронов
(19.01.1911 — 09.09.1990)
Анатолий Владимирович Софронов родился 19 января 1911 года в Минске в семье служащего. Отец — Владимир Александрович Софронов, происходил из казачьего рода, работал юристом. В годы Гражданской войны служил в Белой армии. Затем перешёл на сторону красных, работал военным следователем в прокуратуре Северо-Кавказского военного округа. Был арестован в декабре 1926, постановлением Коллегии ОГПУ от 6 апреля 1927 года приговорён к расстрелу. Посмертно реабилитирован.
Раннее детство писателя прошло в Сибири, затем семья переехала на Дон, на родину его деда. Жили в станице Усть-Медведицкой (ныне город Серафимович), Новочеркасске. События Гражданской войны оставили глубокий след в памяти подростка, и впоследствии нашли отражение в его стихах. В 1921 году семья будущего поэта переехала в Ростов-на-Дону. В 13 лет Софронов вступил в пионерскую организацию и в том же году – в комсомол, был звеньевым, вожатым пионерского отряда. Писал для живой газеты частушки, театрализованные статьи, сценки. Не зная нот, сочинил первые свои песни на собственные стихи. После трагической гибели отца, чтобы помогать матери, Софронову пришлось бросить школу и идти работать. Работал вначале курьером, потом на строителем на Сельмашстрое. Потом остался работать на заводе «Ростсельмаш», был фрезеровщиком, слесарем, секретарём редакции заводской газеты. В 1937 окончил литературный факультет Ростовского педагогического института. Начал печататься с 1929 года. В 1940 году вступил в КПСС.
В годы Великой Отечественной войны в звании политрука был сотрудником газеты 19-й армии Западного фронта, участвовал в Смоленском сражении. Попал под бомбёжку, был тяжело ранен. Затем работал специальным корреспондентом «Известий», побывал на многих фронтах.
После войны серьёзно обратился к драматургии. Особой популярностью пользовались его комедии «Московский характер», «Стряпуха» (и её продолжения — «Стряпуха замужем», «Павлина», «Стряпуха-бабушка»), «Миллион за улыбку», «Старым казачьим способом», а также драмы «Сердце не прощает», «Деньги», «Ураган». В 1948 году Анатолий Софронов удостоился Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе», которая шла в театре им. Моссовета. После этого Софронова назначили секретарём Союза писателей СССР. А спустя всего год Анатолий Софронов вновь удостоился Сталинской премии, но уже первой степени, за пьесу «Московский характер», поставленную в Малом театре.
В 1953 году Анатолий Софронов был назначен главным редактором журнала «Огонёк», который он возглавлял до 1986 года. На его базе он формирует плотный круг советских «шолоховедов», многие из которых имели донское происхождение. По словам Людмилы Петрушевской, «был добрым и щедрым человеком для своих старых товарищей, да и для сотрудников».
Как главный редактор журнала «Огонёк» и общественный деятель много раз бывал за рубежом в составе и во главе советских делегаций, не раз выезжал в творческие командировки и по СССР. Впечатления от зарубежных и отечественных поездок отразились в многочисленных стихах и путевых очерках, публиковавшихся вначале в «Огоньке», а затем вошедших в книги очерков «Путешествие, которое хочется повторить» (1964), «Наследство» (1973) и другие. Некоторые произведения Софронова переведены на иностранные языки. Работал в ряде общественных организаций и активно участвовал в кампании против антипатриотической критики, из-за чего на долгие годы заслужил ненависть в либеральных кругах. Был заместителем председателя Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки (с 1958).
Анатолий Владимирович Софронов скончался 9 сентября 1990 года в Москве в возрасте 79 лет. В 1994 году его жена Эвелина основала при Союзе Писателей России литературно-мемориальную гостиную Софронова, «хранящую память о поколении людей безраздельно принадлежащих своей Родине».
В интерактивном плакате, посвящённом Анатолию Софронову, отражены наиболее значимые события его жизни и творчества. Воспользоваться его содержанием можно, подведя курсор к интерактивным клавишам и нажав на правую кнопку «мышки».
Друзья, предлагаем вашему внимательному прочтению информационный буклет «Анатолий Софронов», подробно повествующий о жизни и творчестве писателя.
«Ах, эта красная рябина» … история одной песни
«Ах, эта красная рябина Среди осенней желтизны. Я на тебя смотрю, любимый, Теперь уже со стороны. Со стороны страданий прежних, Со стороны ушедших лет, Которым, словно зорям вешним, Уже возврата больше нет..»
Песня, такая знакомая, песня, которую пели, поют и будут петь не только в печальном одиночестве, наедине с собой, со своими личными обстоятельствами, но и в праздники, за праздничным столом — нашелся бы только голос, способный передать все ее нюансы, все переливы мелодии и настроения. «Красную рябину» слышали все, а вот задумывались ли об авторах? Кто же написал эту песню о любимом? Тушнова, Друнина, Казакова?… Ведь только женщина, взрослая женщина, повидавшая и пережившая немало, могла произнести эти пронзительные, прощальные слова, не правда ли? Но «Ах, эта красная рябина» написал Анатолий Софронов, а лучшей исполнительницей этой песни безусловно является Нани Брегвадзе — народная артистка СССР.
Стихи этой песни были написаны поэтом Анатолием Софроновым в подмосковной Баковке, где он работал над пьесой «Ураган», в которую он их и включил. Музыку предложил написать своему давнему другу, земляку и соавтору, ростовчанину Семену Заславскому. Именно этот композитор и нашел к ним заветный интонационно-мелодический ключик. Песня получилась хорошая, обрела дыхание. Но поначалу ее напевали только в узком семейном и дружеском кругу. — Как-то сидели мы у нас дома, — вспоминает вдова поэта Эвелина Сергеевна Софронова, — с приехавшим к нам в гости из Грузии для участия в юбилейном вечере Анатолия Владимировича, большим нашим другом Григолом Абашидзе, возглавлявшим в ту пору грузинскую писательскую организацию и обсуждали его программу. Когда дошли до песенной ее части, Толя напел Григолу под аккомпанемент Заславского «Рябину» и с грустью посетовал: — Ну, что же это получается: такая хорошая песня, а спеть ее некому. Кому бы ее предложить? И тут я говорю им: — Почему бы не пригласить Нани Брегвадзе ? (Она в ту пору была уже хорошо известна любителям песни по выступлениям с ансамблем «Орэра», передачам телевизионного Огонька и т.д.). — А что вы так переживаете ? — заявляет Григол. — Дайте-ка я сейчас ей позвоню. Абашидзе позвонил в Тбилиси, его соединили с Нани, и он предложил певице срочно прилететь в Москву для участия в творческом вечере Анатолия Владимировича. Вскоре она прилетела, пришла к нам домой, и здесь дома она эту песню разучивала. Позвали Заславского. Помню, я ей эту песню напела под его аккомпанемент, потому что давно вжилась в нее. Помнится, она даже комплимент мне приятный сделала: — Я буду петь, Эльвирочка, как вы ее поете и трактуете. И через несколько дней на сцене Колонного зала состоялась премьера «Красной рябины». Вечер и концерт транслировались по радио и телевидению. Это и помогло популяризации песни.
Благодарим за просмотр!
Материал взят из открытых интернет-источников
Ответственный за проведение мероприятия — зав. сектором Вертиева Г. А.