9 мая в России отмечается всенародный праздник — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии.
Великие жертвы были принесены советским народом ради освобождения Родины. На защиту страны вставали все – и стар, и млад: мужчины, женщины, дети, старики… Сейчас трудно себе представить, как это было, ведь у войны не женское лицо… Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино.
Ниже пойдет речь о 588 авиационном полке, который был сформирован для борьбы с фашистским захватчиком. «Ночные ведьмы» — так прозвали враги это полк. Все его воины — от летчиков и штурманов до техников — были женщины. После 8 февраля 1943 года он был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк.
23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет.
История создания подразделения
История будущих «ночных ведьм» начиналась в Энгельсе. Именно в этом городе в 1941 году лейтенант службы государственной безопасности СССР Марина Раскова сформировала 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. В его состав входили только женщины-летчицы, средний возраст которых был 17 – 22 года. Командиром женского полка была выбрана Евдокия Бершанская, имевшая за плечами 10 лет летного стажа. Под ее руководством летчицы сражались до самой победы. Советские солдаты в шутку называли женское летное подразделение «Дунькин полк». Объясняли они это тем, что в его составе летали только женщины и еще оправдывали это шутливое прозвище именем командира подразделения – Евдокия. Немцы же летчиц очень боялись и называли их «ночными ведьмами» за их внезапные ночные появления на своих бесшумных юрких самолетах.
Техническое оснащение
46-й гвардейский Таманский полк (588 полк) – уникальное в своем роде соединение, существовавшее в Красной армии в период ВОВ. Оно объединило в себе три авиаполка: хрупкие девушки летали на истребителях, тяжелых и легких бомбардировщиках. Но если в полку истребителей и тяжелых бомбардировщиков были также и летчики-мужчины, то на легких истребителях летали только женщины. Касалось это всех: и штурманов, и комиссаров, и командиров, и прочего обслуживающего персонала. Самая тяжелая работа выполнялась женскими руками. У вновь прибывающих в полк летчиц не было никаких навыков ночного полета, поэтому они часами тренировались под куполом, имитировавшим ночную темноту. Девушки выполняли сложнейшие полеты. Иногда за одну ночь они могли совершить пять – шесть боевых вылетов. Но это летом, а зимой это число достигало 10 – 12 полетов.
Летали девушки из «Дунькиного полка»на бипланах Поликарпова, сокращенно По-2. Вначале в полку было только 20 единиц техники. За два года этот показатель увеличился до 45 легких бомбардировщиков. Биплан Поликарпова, на котором летали девушки, изначально создавался не для использования в военных действиях, а для учебных полетов. В нем отсутствовал отсек, в который должны были помещаться бомбы. Выход был найден: снаряды размещались под брюхом По-2 в специально приспособленных для этой цели держателях. Максимальная скорость, которую могла развить машина – 120 км/ч. Но даже при таких скромных показателях летчицы творили настоящие чудеса маневрирования. И это при том, что каждый самолет нёс на себе груз в 200 кг. Вылеты проводились исключительно по ночам. Их могло быть несколько. Ни у одной из девушек не было парашютов, и в случае, если самолет оказывался подбитым, летчица могла только погибнуть. Места, в которых, согласно правилам техники безопасности, должны были лежать рюкзаки с парашютами, закладывалось бомбами. Эти дополнительные 20 килограмм боезаряда могли стать настоящим спасеньем в смертельном бою. До 1944 года самолеты не имели пулеметов. Управление мог осуществлять и пилот, и штурман. Поэтому если один из них погибал или оказывался тяжело раненым, то второй мог довести самолет до аэродрома.
Cамолет По-2. Скорость — 120 км/час, что делало По-2 уязвимым даже для пистолетного выстрела. Самолёт был лишён всякой защиты.
Собранные из фанеры легкие бомбардировщики По-2 были настоящими самолетами-невидимками. Если он летел в ночное время на бреющем полете и минимальной высоте, то для вражеских радаров он становился невидимым. Немецкие пилоты на своих истребителях боялись низко опускаться, и этот страх очень часто спасал летчицам жизнь. Но если самолет попадал в луч прожектора, то его сбивали очень быстро.
Боевые подвиги и достижения
Женский полк ни в чем не уступал мужским соединениям:
- На счету женского полка 23 672 боевых вылета. В среднем «на земле» девушки отдыхали 5 – 8 минут и снова устремлялись в небо. Летом они могли поднимать самолет за одну ночь до 6 – 8 раз, а зимой эта цифра увеличивалась до 12 полетов.
- Общее количество налётанных часов 28 676, что составляет 1 191 сутки.
- На вражеские позиции было сброшено больше 3 000 тонн бомб и 26 тысяч зажигательных снарядов. Девушки полностью уничтожили 17 переправ, 2 ж/д станций, 9 эшелонов, 26 складов, 86 огневых точек.
- Летчицы инициировали 1092 взрыва большой мощности и 811 пожаров.
Помогали они и попавшим в окружение бойцам Красной армии, сбрасывая мешки с боеприпасами и продовольствием. До середины 1944 года летчицы не использовали парашюты, предпочитая им дополнительный запас бомб. Но после гибели многих девушек было принято решение об обязательном ношении спасительного белого купола. Хотя девушки эту меру восприняли с большой неохотой: тяжелый рюкзак со сложенным парашютом за ночь не только сильно натирал плечи и нагружал спину, но и сильно сковывал движения летчицы. В середине октября 1945 года полк расформировали. Основная часть летчиц вернулась к мирной жизни
Потери полка
За время войны погибли 32 летчицы. Несмотря на то, что самолеты сбивали во время вылетов за линию фронта, ни одна из них не считалась пропавшей без вести. Уже в мирное время Евдокия Радкевич на собранные девушками-летчицами, бывшими участницами полка, деньги нашла все места гибели самолетов. Все могилы были найдены.
Лучшие подруги и боевые товарищи — Екатерина Буданова и Лидия Литвяк
Книга для прочтения
Друзья, рекомендуем вам для прочтения книгу Любови Виноградовой «Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной»
Виноградова, Л. Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной / Л. Виноградова. – Москва: КоЛибри, 2015. – 448 с: ил.
В созданной легендарной советской летчицей Мариной Расковой «Авиачасти № 122» не было мужчин. Все ее воины — летчики, штурманы, техники — вчерашние студентки, работницы фабрик и заводов, воспитанницы аэроклубов встали в строй и прошли долгую дорогу войны до дня Великой Победы. Исследователь Любовь Виноградова работала в архивах, изучала мемуары очевидцев, встречалась с участниками событий и членами их семей. Результатом этого кропотливого труда явилась уникальная историко-документальная книга, в которой детально, с любовью и горечью рассказывается об удивительных девушках, главным событием в жизни которых стала война. У многих героинь книги судьба была короткой и трагической. Свои жизни они отдали за Родину, которую любили и сумели спасти.
Электронная презентация «Что вы знаете о подвиге?» (Женщины- герои войны)
Вечная слава всем, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны!
Благодарим за внимание!
Материал взят из открытых интернет-источников