Час информации «Похвальное слово учителю!»

      Комментарии к записи Час информации «Похвальное слово учителю!» отключены

Профессия – учитель!

Ежегодно 5 октября больше 100 государств отмечают Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник учителей, преподавателей, работников сферы образования. В этот день отмечается роль и заслуги учителей в процессе качественного образования, их неоценимый вклад в развитие общества.

5 октября 1966 года в Париже была проведена Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был разработан и подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (или «О Положении учителей»). Это был первый документ, определяющий условия труда педагогов во всем мире.

Но впервые этот день как праздник был отмечен лишь в 1994 году. С того года праздничные мероприятия неизменно проходят 5 октября. Хотя в некоторых странах праздник может отмечаться в другие дни, близкие к этой дате. Главное, чтобы он не совпал с осенними и весенними каникулами. С 1994 года Россия День учителя отмечает по всемирному календарю – 5 октября. Ранее у праздника не было устоявшейся даты, и выпадал он на первое воскресенье октября.

В некоторых странах, например, День учителя принято праздновать в дни памяти великих просветителей и педагогов. Так, в Аргентине учителей поздравляют в день памяти Доминго Фаустино Сармьенто (бывшего президента, педагога и просветителя) – 11 сентября. В Индии праздник приходится на день рождение философа и общественного деятеля Сарвепалли Радхакришнана – на 5 сентября. В Тайване день учителя приурочили ко дню рождения Конфуция  — 28 сентября. А вот в Албании день учителя празднуют тогда же, когда во всем мире принято поздравлять женщин – 8 марта.

Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, для обеспечения всеобщего начального образования (ВНО) к 2030 году странам необходимо привлечь дополнительно 3,3 млн учителей, также ЮНЕСКО призывает не забывать, что инвестировать в учителей означает инвестировать в будущее.

Учитель – это не только человек, обучающий наукам, это носитель духовных и нравственных идей. Это тот, кто прокладывает профессиональную и моральную дорогу новому поколению. Учителем нельзя быть только в стенах школы, учитель – это гражданский долг, это клятва воспитания молодого поколения. Знания и опыт, преемственность традиций и новаторство учителей лежат в основе каждой школы.

Великие учителя и их великие ученики

Российский поэт Василий Жуковский был учителем и наставником будущего российского императора Александр II

                Ко двору Жуковский попал с посредничества Карамзина. Сначала он обучал русскому языку Александру Федоровну, жену Николая I, а после ему поручили заботу о воспитании наследника – будущего императора Александра II. Сразу поле назначения он составляет «План обучения», рассчитанный на 12 лет и направленный главным образом на воспитание не царя, а человека.
               Главным предметом Жуковский считал историю – не прошлое, будущее, а настоящее. Особое внимание уделял латинскому языку как кладезю мудрости веков. Жуковский также занимался подбором учителей Александра, поэтому молодого наследника окружали выдающиеся либерально настроенные умы. Особое место занимала военная подготовка цесаревича —  Жуковский, опасаясь, как бы будущий император не начал воспринимать «народ – войском, а Отечество – казармой» уделял внимание военной дисциплине всего 6 недель в год. Жуковский учил Александра любить и уважать народ, отец же – император Николай II – имел в основном военное образование, что усложнило отношения императора и молодого наследника.
По наступлению совершеннолетия Александр предпринял долгое путешествие по России, в ходе которого ознакомился с делами в стране и провел ряд крупных либеральных и гуманистических реформ.  

Французский писатель, автор романа «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер был литературным наставником молодого Ги де Мопассана

                Ги де Мопассан родился в старинной дворянской семье в Нормандии, дядя его – Альфред де Пуатвен – был близким другом Гюстава Флобера. Перебравшись в 70-е годы в Париж, Мопассан сблизился с Флобером, где последний принял на себя роль литературного наставника будущего писателя. В последствии Мопассан вспоминал, что Флобер был строгим критиком, внимательно следил за выполнениями его заданий. Так, например, он заставлял Ги описывать сцену или событие, деталь которой давала бы полную характеристику обитателей дома и описывала бы атмосферу их жизни. Именно подобные задания стали для Мопассана основой его творчества.
                Первый поэтический сборник Мопассана, выпущенный в 1880 году, Флобер не оценил. Сомневаясь, имеет ли его протеже талант, он все также настойчиво советовал ему работать. И Мопассан работал. Работал много и тяжело. Он писал стихи, комедии, драмы, романы, эссе и рассказы. Флобер браковал все и запрещал печататься ученику. А Мопассан все продолжал работать. Флобер, может, и был жесток к своему ученику, но им двигало благородное желание привить молодому автору подлинное уважение к литературе, взрастить высокую требовательность к своему творчеству.
                Флобер был представителем критического реализма и жаждал передать свое творческое виденье ученику. Он учил его крайней наблюдательности и объективации изображения событий. Авторским нравоучениям не место в подлинной литературе. Лишь через иносказания, положения персонажей в определенные ситуации и взаимоотношения героев выражается авторская позиция. Вдумчивый читатель должен найти все ответы сам. Не без труда, но Мопассан перенял манеру Флобера.
Так, Мопассан стал для французов хранителем утонченной, гибкой, изысканной прозы, наследником Флобера, «противником» натуралистов.

Древнегреческий философ Аристотель был наставником и учителем величайшего полководца Александра Македонского

                Следя за завоеваниями отца — Филиппа, Александр мрачнел: «Так он захватит весь мир и мне ничего не останется». Будущий великий полководец стремился не к богатству и наслаждениями, а к великим победам и бессмертной славе, но для этого ему необходимо было пройти долгий путь. Филипп не доверял ученым поэтам и музыкантам, а военным полководцам не хватало глубины знаний, чтобы учить Александра. Призвали Аристотеля, прославленного тогда уже философа Греции.
                Для занятий Филипп отвел учителю и ученику рощу возле Миезы, где и поныне стоят каменные скамьи, на которых вели беседы Аристотель и Александр. Александр усваивал учения о нравственности и государстве, изучал медицину и иные науки, поглощал «тайные, сокрытые» знания философии. Возможно, что идея объединения греческих полисов-государств принадлежала Аристотелю, и он взрастил ее в Александре. Однако Александр развил эту идею дальше, не ограничиваясь завоеваниями внутри Греции и Персии.
                Александр много читал, ему присылали книги и списки, пока он находился в затяжных походах. Под подушкой, говорят, он держал кинжал и список «Илиады», составленный ему Аристотелем.
В последствии Александр немного остыл к Аристотелю, но на всю жизнь сохранил тот огонь познания, что разжег в его душе греческий философ.

Интерактивный плакат «Пять книг для тех, кто учит»

Специально для загруженных работой учителей мы собрали пять интересных книг в интерактивном плакате. Эти книги для укрепления педагогического энтузиазма и развития профессиональных навыков.

Поэтический фейерверк

Благодарим за внимание!