Исторический час «Царскосельский Лицей – колыбель русских муз»

      Комментарии к записи Исторический час «Царскосельский Лицей – колыбель русских муз» отключены

Ежегодно 19 октября отмечается день открытия уникального учебного заведения — Императорского Царскосельского Лицея

История

Уважаемые читатели! Сегодня наше мероприятие посвящено самому легендарному учебному заведению России — Царскосельскому Императорскому лицею. Что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества? Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Ответы на эти вопросы мы найдем когда познакомимся с историей этого заведения.

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. Это учебное заведение было организовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем.  Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы». Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей. Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей возрастом от 10 до 12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены, подтвердив достаточный уровень знаний по трем языкам (русский, немецкий, французский), истории, географии, математике и физике. Полный курс составлял шестилетнее обучение, разбитое на две ступени, на каждую уделялось по три года. Царскосельский императорский лицей был укомплектован лучшими педагогами своего времени, все имели высшее образование, научные степени, любили свое дело и подрастающее поколение. Педагоги были свободны в выборе методов преподнесения знаний, неукоснительно должен был соблюдаться один принцип – никакого праздного времяпрепровождения у лицеистов не должно быть. В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика. Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным. Образование воспитанникам давалось разностороннее. Это было одной из основных идей, применяемых в воспитании лицеистов. После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах. В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов. Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них (Императорская Публичная библиотека) была учреждена только через три года после открытия лицея. Одной из особенностей этой школы было то, что для физических упражнений, игр и прогулок им отводилось гораздо больше времени по сравнению с остальными учебными заведениями. Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгарт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.
В конце 1811 г. в этом учебном заведении уже выпускалось два журнала. Они выходили на газетной бумаге, и издавались Кюхельбекером и Илличевским. На следующий год количество авторов расширилось. Теперь издавались: «Неопытное перо», которым занимались Пушкин, Дельвиг и Корсаков. «Для удовольствия и пользы», где авторами были Яковлев, Кюхельбекер и Вольховский. В следующем, 1813 г. оба коллектива объединились. Они издавали журнал «Юные пловцы». Затем в течение трёх лет выпускался «Лицейский мудрец».
Наивысшей оценкой была единица. Чем выше была оценка, тем считалось хуже. Самой плохой из них была четвёрка. Однако также существовала дополнительная оценка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний. По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.
Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.
Пушкин жил во время учёбы в лицее в келье № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом.

Герб Царскосельского Лицея


Лицей имел свой герб. Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.  В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска. Первый выпуск Царскосельского лицей был богат на талантливых, выдающихся людей. Практически все учившиеся в первом наборе стали гордостью страны и прославили Царскосельский Императорский лицей. В качестве примера можно привести не только Пушкина, но и его друзей. Знаменитые выпускники, такие как: Кюхельбехер В. К. (поэт, общественный деятель, декабрист), Горчаков А. М. (выдающийся дипломат, глава внешнеполитического ведомства при царе Александре II), Дельвиг А. А (поэт, издатель), Матюшкин Ф. Ф. (полярный исследователь, адмирал флота) и другие, внесли свой вклад в историю, культуру, развитие искусств. Императорский лицей просуществовал в Царском Селе 33 года, за это время он выпустил 286 воспитанников. В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а в 1918 году учебное заведение было закрыто.

Видеопрезентация
«Лучи лицейских ясных дней. Пушкин и его однокашники»

В 1811 году Царскосельский лицей открыл свои двери 30 детям дворянских семей. Среди этих детей был Пушкин. После выпуска, каждое 19 октября лицеисты собирались для празднования Дня Лицея. Но с каждым годом праздник посещало все меньше людей. О том, кем стали бывшие лицеисты в нашей презентации «Лучи лицейских ясных дней. Пушкин и однокашники».

А более подробно ознакомиться с самой светлой порой юности Александра Пушкина вы можете из диафильма «Пушкин в лицее» автора Непомнящего В., художника Гущина Б.

Виртуальное путешествие «Царское село»

  Куда бы нас ни бросила судьбина,
 И счастие куда б ни повело,
 Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
 Отечество нам Царское Село.
 (Из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября») 

В пригороде, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга, расположился город Пушкин (до 1918 г. – Царское Село), названный в честь великого русского поэта, талант которого в юные годы развился здесь, и жизнь была неразрывно связана с этими местами. Это маленький городок с двумя огромными дворцами, вокруг которых разбиты парки.

Предлагаем вам совершить виртуальную видеоэкскурсию  по этим историческим местам.

Мемориальный Музей-Лицей А.С. Пушкина находится рядом с  Екатерининским дворцом в Царском Селе  (г. Пушкин)  во флигеле, соединенном трехпролетной аркой с дворцом Екатерины. Императорский Царскосельский Лицей был основан императором Александром I в 1811 году как учебное заведение для детей дворян. Музей-Лицей был открыт в 1949 году к 150-летию великого поэта. Предлагаем вам совершить видеоэкскурсию в Мемориальный Музей-Лицей.

Благодарим за внимание!

Материал взят из открытых интернет-источников