День писателя «Ф. М. Достоевский: штрихи к портрету»

      Комментарии к записи День писателя «Ф. М. Достоевский: штрихи к портрету» отключены
  • «Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит»
  • «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все»
  • «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!»
  • «Народ русский готов забыть целые муки за одно ласковое слово»
  • «Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее» / Ф. М. Достоевский/

Достоевский известен повсюду: от Японии до Латинской Америки. Западный читатель видит в Достоевском наиболее «русского» из всех русских писателей и стремится, читая его произведения, постичь тайну «загадочной русской души». Романы Достоевского на протяжении XX в. постоянно входили в индекс наиболее часто издаваемых произведений. Творчество Достоевского породило огромную исследовательскую литературу. Только «Легенда о Великом инквизиторе» стала истоком свыше тысячи статей и книг. В конце XIX — начале XX вв. не было фактически ни одного крупного русского мыслителя, не написавшего о творчестве Достоевского. Однако в России судьба творческого наследия Достоевского далеко не однозначна. Его произведения отсутствовали в школьных программах 30-50-х гг. в связи с нелестными суждениями Достоевского о социализме и революционном переустройстве России. В угоду идеологическим стандартам целое поколение было лишено возможности читать и изучать творчество своего национального гения. Нечто подобное происходит и сегодня. Сейчас в России, когда «идеология общечеловеческих ценностей» вызвала пренебрежительное, полное национального нигилизма отношение к русской истории, культуре, языку, к России в целом, Достоевский становится «не модным». Поэтому, когда идет денационализация культуры и образования русского народа, обращение к Достоевскому — это прикосновение к национальному источнику, это обретение русских начал и русской духовности. Достоевский — художник и вместе с тем крупнейший мыслитель, стоявший у истоков русской религиозной философии Серебряного века. По мнению В. В. Зеньковского, «творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа — это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии. В этой области обилие и глубина идей у Достоевского поразительны, — он принадлежит к тем творческим умам, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей».

«Путь к состраданию» Достоевского

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества»   /Ф. М. Достоевский/

Воззрения Достоевского как философа можно разделить на два основных этапа, сутью которых являются социалистический и христианский гуманизм. Во многом формированию зрелых религиозно-эстетических взглядов способствовало четырехлетнее пребывание писателя на каторге в Сибири и сближение с православными священниками и старцами в Оптиной пустыни. В своих трудах писатель исследует проблемы соотношения своеволия и внутренней свободы в человеке, наказания и страдания, любви и ненависти. Вместе с тем Достоевский не был в полной мере гуманистом, он, как философ, пошел дальше, исследуя самые сокровенные глубины человеческого духа. И до самого конца утверждал, что «Человек должен беспрерывно чувствовать страдания, иначе земля была бы бессмысленной».

Страдание — необходимый путь к добру

Главный импульс художественного творчества Ф.М. Достоевского — человек страдающий. Даже наслаждение — разновидность страдания. Страдание Достоевского несет в себе функцию очищения, вследствие чего человек достигает умиротворения, дорога к катарсису проходит через ад. Порок и чистота гонит человека Достоевского к скорби. Ф.М.Достоевский, основываясь на христианской идее страдания, дает ей свою интерпретацию. Он понимает страдание как средство духовного возрождения человека, как необходимый путь к добру. Через нравственность и христианские ценности человек приходит к Богу, а, следовательно, счастью.

Только через страдание человек познает самого себя и становится самим собою. Достоевский пришел к определению страдания как источника сознания. Именно в страдании человек постигает себя, реальный мир, божественный смысл окружающего. Страдание — одно из глубинных экзистенциальных переживаний человека. Оно служит испытанием человека на путях к свободе, средство выражения огромного человеческого духовного потенциала. Страдание есть последствие греха и зла. Но оно есть также искупление. Страдание, считает Достоевский, может служить искуплением несправедливости и даже преступления, если его искренне принять на себя.

Социальная действительность представлялась писателю полной зла, и правда ее изображения заключалась, по его мнению, в передаче трагического состояния мира. Гибель человека физическая и нравственная во множестве вариаций, представлена в произведениях писателя. Нищета, пьянство, самоубийства от безвыходности и бесперспективности существования — все это составляет мрачный фон основных конфликтов его романов. Призывая к страданию, Достоевский верит в его искупительную силу. Таким образом страдание, в полном соответствии с христианским учением, является, по Достоевскому, средством преодоления человеческого несовершенства, залогом его духовного возрождения. Тем самым, объективно, писатель признает неизбежность существования страдания в мире, но высший смысл его считает положительным, благотворным для человека, поскольку оно очищает и возвышает его душу.

Слайд-презентация «Достоевский: писатель и человек»

Виртуальное путешествие «По местам Достоевского»

Филворд «Герои Достоевского«

Благодарим за просмотр!