Виртуальный портрет «Имена России: Павел Флоренский»

      Комментарии к записи Виртуальный портрет «Имена России: Павел Флоренский» отключены

21 января – 140 лет со дня рождения П.А. Флоренского (1882-1937), русского мыслителя, ученого-энциклопедиста

«Флоренский — это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать…Это фигура, хотя и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все — и Пушкин, и Леонардо да Винчи (… ) Тот, о ком не спорят, никому не интересен» /о. Александр Мень/

Священник Павел Флоренский (1882-1937гг) — выдающийся православный мыслитель начала XX века, богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой Лавре, математик, физик, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники. Прокладывая пути к будущему цельному мировоззрению, отец Павел намного опередил свое время. Всей своей жизнью и творчеством он стремился проповедовать Истину Христову. Как и тысячи священнослужителей того времени, отец Павел был осужден по ложному обвинению и в 1937 году расстрелян.

Павла Флоренского называют русским Леонардо да Винчи или гением страшного времени. Отец Павел всю жизнь искал истину не только в религии и философии, но и в точных науках – математике, физике, геометрии. Со времени жизни ученого прошел уже целый век, прогресс ушел далеко вперед, но его творческое и научное наследие продолжает оставаться актуальным и нужным.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Православный философ родился 9 января 1882 года в северо-кавказском городе Евлах, расположенном на реке Кура. Семья будущего священнослужителя была многодетной: помимо Павла, у Александра Ивановича Флоренского и Ольги Павловны Сапаровой родилось еще шестеро детей – два мальчика и четыре девочки. Отец происходил из династии священнослужителей, но сам был светским человеком. Будучи хорошо образованным и технически грамотным человеком, он занимал должность инженера на строительстве Закавказской железной дороги. Предками матери были знатные карабахские армяне, владевшие в Елизаветпольской губернии несколькими поместьями.

В доме Флоренских царила творческая атмосфера: все члены семьи увлеченно читали и слушали музыку великих мировых классиков. Паша вырос на композициях Моцарта, Баха, Бетховена, Глинки и Шуберта, которых впоследствии он считал непревзойденными мастерами искусства.  Религиозная картина в семье была довольно специфической: отец исповедовал православие, а мать посещала армяно-григорианскую церковь. В связи с этим было установлено негласное правило не поднимать и не обсуждать религиозных тем. Сам философ впоследствии вспоминал, что между отцом и матерью никогда не происходило разговоров о вере, даже в повествовательном ключе.

В раннем возрасте мальчик увлекся изучением математики, а после поступления в Тифлисскую гимназию стал интересоваться физикой, астрономией, иностранными языками и геологией. По примеру знаменитого ученого Фарадея он завел дневники «Экспериментальные исследования», куда вносил все свои наблюдения и первые научные выводы. Материала стандартной учебной программы пытливому юноше катастрофически не хватало, и он самостоятельно штудировал все доступные на тот момент учебники. Гимназию молодой человек окончил с золотой медалью, после чего в 1899 году он поступил на физмат Московского университета. Студент продолжил изучать точные науки, а вскоре к сфере его интересов добавились религия, искусство, философия и фольклор. В университете Павел подружился с Андреем Белым, который ввел его в круг таких творческих личностей, как Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский.

Первые научные труды Флоренского были изданы в студенческие годы. В 1904-м на страницах журналов «Новый путь» и «Весы» появились статьи «Об одной предпосылке мировоззрения» и «О символах бесконечности», затрагивающие одновременно философскую и математическую сферы науки. Интерес к христианству у Павла возник еще в юности, под влиянием трудов Льва Толстого. Став студентом, он увлекся учением архимандрита Серапиона и статьями Владимира Соловьева. Перед выпуском из университета талантливому молодому человеку предложили остаться на математической кафедре, но к тому времени он уже решил поступать в Московскую духовную академию.

ОБЩЕСТВЕННАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обучаясь в духовной академии, Флоренский вступил в «Христианское братство борьбы», членами которого были С. Булгаков, А. Ельчанинов, В. Эрн, В. Светницкий и А. Волжский. Весной 1906-го состоялось собрание Московской духовной академии, где Павел произнес резонансную речь «Вопль крови» против вынесения смертельного приговора лейтенанту Шмидту и развязывания кровопролитных конфликтов. Проповедь стала причиной ареста спикера и заключения его в Таганскую тюрьму. Освободившись, активист начал работу над книгой «О духовной истине. Опыт православной теодицеи», которая стала его магистерской диссертацией и первым фундаментальным трудом. Здесь автор собрал свои многолетние лингвистические изыскания и вывел четыре аспекта истины, какой ее представляют славяне, эллины, римляне и евреи. Духовенство восприняло эту книгу положительно, а вот общественная оценка была неоднозначной. Как бы то ни было, после публикации этой работы Флоренский был удостоен Макариевской премии.

В 1910-м биография мыслителя пополнилась знаменательным событием – он женился на рязанской девушке Анне Гиацинтовой, студентке Московских женских курсов. Окончив Академию, Павел остался в альма-матер и стал преподавать философию. Через год ученый принял сан священнослужителя и занял должность редактора академического издания «Богословский вестник».В 1912-м молодой священник поступил на службу в Сергиево-Посадский храм Убежища сестер милосердия Красного Креста. Во время революции начался отъем церковной собственности, и Флоренский счел своим долгом встать на защиту главных христианских храмов, таких как Троице-Сергиева лавра. Он пытался достучаться до властей и убедить их, что нельзя уничтожать величайшие духовные ценности и превращать церкви в мертвые музеи. Павел Александрович стал членом комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры и возглавил хранилище ее ризницы. Вместе с другими известными священниками Флоренский участвовал в разработке методики описания и эстетического анализа древних артефактов. Благодаря деятельности комиссии был описан огромный фонд предметов искусства этого уникального монастыря. Кроме того, единомышленники не позволили разграбить и вывезти за границу десятки предметов искусства, составлявших многовековое достояние Лавры. В 1921 году храм, в котором служил Флоренский, был закрыт. Талантливый физик и математик был приглашен на работу сразу в несколько советских НИИ, где за несколько лет он сделал ряд важных научных открытий. Ученого привлекли к исследованиям Главэлектро ВСНХ, проводившихся в рамках плана ГОЭЛРО. Павла Александровича включили в состав Карболитной комиссии ВСНХ и назначили на должность старшего научного сотрудника Комитета электрификации Советского Союза. В тот же период богослов вошел в профессуру Высших художественно-технических мастерских, заняв место на кафедре печатно-графического факультета.

С самого начала революции на священнослужителя регулярно строчили доносы. Первые преследования начались во время его деятельности по защите Троице-Сергиева монастыря, которую преподносили, как создание контрреволюционной православной силы. Позже, во время работы во ВХУТЕМАСе, богослов обвинялся в организации мистического и идеалистического кружка, нацеленного на подрыв влияния советской власти. Все эти годы Флоренского поддерживал Лев Троцкий, что, вероятнее всего, сыграло в его судьбе роковую роль. В конце 1920-х были проведены массовые аресты священнослужителей, якобы причастных к движению «черносотенцев». Не избежал этой участи и Флоренский, которого безо всяких обвинений выслали в Нижегородскую область. Благодаря заступничеству супруги Горького Екатерины Пешковой, ученого удалось вернуть из ссылки. Священнику даже разрешили эмигрировать, но он решил остаться на родине и продолжить работать в сфере электротехнических исследований. С 1930-го советская пресса буквально преследовала научного деятеля. Ежедневно выходили разгромные статьи, обличающие Павла Александровича в антисоветской деятельности.

В феврале 1933г. мыслителя арестовали и осудили на десять лет по пресловутой 58-й статье за пропаганду и агитацию с целью свержения Советской власти. По этапу Флоренский попал в дальневосточный лагерь «Свободный», где стал сотрудником научно-исследовательского отдела БАМЛАГа. Через год его перевели в село Сковородино, вести изыскания в области строительства в условиях вечной мерзлоты. В 1934-м ученый оказался на Соловках, где ему предстояло заняться разработками добычи и производства йода. Здесь священнослужитель сделал ряд открытий и запатентовал несколько полезнейших изобретений, основной составляющей которых стала морская водоросль. Изобретением, так называемого «умного йода», мы пользуемся и сейчас (см. интерактивный плакат «Судьба и открытия Павла Флоренского»)

В течение трех лет Павел Александрович трудился на Соловках, после чего его перевезли в Ленинград. 8 декабря 1937 года по решению особой тройки НКВД профессора П. Флоренского приговорили к смертной казни и расстреляли.

Интерактивный плакат «Судьба и открытия Павла Флоренского»

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ из жизни П. ФЛОРЕНСКОГО

  • Один из четверых братьев отца Павла был известным военным конструктором, получившим Сталинскую премию.
  • В 1934 году правительство Чехословакии обратилось к советским властям с просьбой освободить ученого и разрешить ему эмигрировать в Прагу. Прошение было отклонено.
  • Родственникам богослова сообщили, что его казнили 15 декабря 1943 года, хотя произошло это значительно раньше – 8 декабря 1937-го. Павла Александровича расстреляли вместе с пятью сотнями заключенных его этапа. По мнению историков, тело священника покоится на Левашовской пустоши под Ленинградом, вместе с телами 40 тысяч репрессированных.
  • Личная жизнь философа вполне сложилась, судя по тому, что у него было пятеро детей и двенадцать внуков.
  • Талантливый исследователь был реабилитирован лишь в мае 1958 года, посмертно.

«Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал… родину, хотя то были и Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление» /Протоиерей Сергий Булгаков, 1943 г./

Жизнь Павла Флоренского убеждает в том, что «наука и религия, знание и вера не взаимоисключают, а дополняют друг друга»

Благодарим за внимание!

Материал взят из открытых интернет-источников