Лингвистический час «Я голову пред ним склоняю снова – его Величество родное наше слово…»

      Комментарии к записи Лингвистический час «Я голову пред ним склоняю снова – его Величество родное наше слово…» отключены

21 февраля — Международный день родного языка

Сохраняя родной язык, сохраняем национальную культуру

" Язык есть исповедь народа,
 В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной... "
                                 П.А.Вяземский

Уважаемые читатели! Сегодня наше мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Международный день родного языка направлен на защиту исчезающих языков. И задача эта важная и актуальная.

Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее они не исчезали настолько быстро, как в 20-21 веках. В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Всего Атлас исчезающих языков мира ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой. Лишь всестороннее принятие многоязычия даст всем языкам возможность обрести свое место в мире, охваченном процессами глобализации. Язык — это мощный инструмент сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Сохранение и распространение родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе терпимости и диалога.

Почему исчезают в наше время языки? Потому что правительствам многих стран экономически не выгодно обслуживать население на всех языках. Растущая популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как английский, приобретают доминирующее значение. Если человек или группа людей решили отказаться от своего родного языка, унаследованного от предков, уже мало что можно сделать, чтобы спасти его…

Для жителей России родным и национальным языком считается русский язык. Но Россия — многонациональная страна, следовательно, и языков намного больше. Ученые-лингвисты говорят, что в нашей стране распространены 153 языка. Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков ( айнского, югского, убыхского) в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 — в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения — 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш.После перестройки в России необходимо было найти новые слова для нового периода, чтобы говорить о досуге, политике и финансах. В русский язык попадает большое количество слов английского языка. А с появлением интернета рушатся все языковые, грамматические и орфографические устои. Чаты и социальные сети становятся источниками для новых слов, сочетаний, а главное, смыслов. Но каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача для нашего времени. Поэтому важно помнить, что многоязычные и многокультурные общества существуют благодаря своим языкам, которые передают и сохраняют традиционные знания и культуру. Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и от себя добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его»

Виртуальная презентация книги Артемия Владимирова «Семицветная радуга человеческого слова»

«Вы учитесь, дети, языкам: русскому, французскому, немецкому, латинскому – дело хорошее, но больше отдайтесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языка не принесёт существенной пользы. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий…» / Св. Иоанн Кронштадский/

Владимиров А. /Семицветная радуга человеческого слова/ Библиотека Golden-Ship.ru Протоиерей Артемий Владимиров СЕМИЦВЕТНАЯ РАДУГА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛОВА Гимназия святителя Василия Великого «Артос» Москва, 2007.  

Владимиров Артемий – протоиерей Русской православной церкви, проповедник, писатель, педагог. Состоит в Союзе писателей России. Педагог высшей категории, прославился своими неординарными проповедями, и телевизионными в том числе. Кроме служения в храме, батюшка занимает должность заведующего кафедрой гомилетики – науки о том, как нужно вести христианскую проповедь. Место его работы – Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Помимо этого, он еще и преподаватель в нескольких школах православия. Протоиерей написал много книг. Их тема – Бог, вера, отношения в семье.

Одна из его работ — «Семицветная радуга человеческого слова» — это выступление перед студентами Старооскольского филиала Белгородского университета. Слово произнесено в  2007 г. – в год русского языка.

Протоиерей Артемий Владимиров все человеческие слова распределил по ступеням:

1 ступень«Чёрное слово»: вербальный вирус и, естественно, заразный. Передаётся он не путём капельной инфекции, но… через  слух.  Слово-инфекция. Чёрное слово, поселившись в ментальном пространстве личности, начинает производить там свою разрушительную работу, причём совершенно неприметно для инфицированного человека.

2 ступень«Серое, праздное, пустое слово», лишённое смысла –бессмысленное – «скорлупа без ядра». Слово суетное, сказанное всуе, лишённое соли правды и энергии любви. «В многословии не избежишь греха», — сказал библейский мудрец царь Соломон, потому что оно, если рождено праздностью, так или иначе всегда затронуто человеческими страстями: амбициями, обидой, мнительностью, ревностью, сарказмом, иронией, чувством собственного превосходства (всегда ложным).

3ступень «Тёплое, нежное слово», рождённое любовью и материнством. В наше время очень редко, кто говорит теплые слова. В основном подобное обращение сохранилось лишь в некоторых книгах, да в русском народном творчестве.

4ступень – «Золотое слово» — это слово виртуозно владеющего интуицией, это слово в высшей степени компетентное. Золотым словом обладает профессионал, Человек с большой буквы в избранном им призвании. Золотое слово даётся тому, кто любит свою профессию, свою специальность и овладел, может быть, ещё и смежными областями знаний. Это слово, которое просвещает, даёт некий свет, незримое сияние.

5 ступень – «Красное слово» — это определённый итог благородной, творчески насыщенной жизни. Искусственно изобретать это слово нет нужды, но сам жизненный опыт, жизнь, отданная Богу, Отечеству, людям, приведёт нас к тому, что мы и, не задумываясь, будем говорить слова ясные, важные, глубокие, истинные, пронизанные теплом нашего сердца. Они облекутся в соответствующую форму и станут достоянием тех, кому наше слово не безразлично», — так пишет Артемий Владимиров.

6 ступень– «Вещее слово» — высота головокружительная, звёздная… его изрекают вещие уста. Вещие слова – это не просто проницательные слова, они несут в себе таинственный духовный смысл и часто предрекают, прогнозируют, предугадывают то, что ещё не свершилось.

7 ступень – «Святое слово», то, которое соединяет небо и землю, то, которое низводит Божье благословение с неба на землю. Оно всякому по плечу, лишь бы только было произносимо из глубины искренне верующей, любящей души. Слово это благословенное, осиянное, обладающее чистотой и нравственной силой.

Рецензия на книгу от эксперта Лайвлиба
Все мы – читатели СЛОВ. В них-наши мысли, тайные и явные устремления и мечты. Мы все время «выговариваемся», ибо «другому -как понять тебя?.. И если выговариваясь, объясняя себе и другим себя и мир, не СЛАВО-СЛОВИМ, радуясь миру, жизни, другим людям и Тому, кто дал нам жизнь и самому умению говорить СЛОВА, то что мы делаем? Правильно-ПРАЗДНО-СЛОВИМ. Священник и писатель Артемий Владимиров «нарисовал» словесно «Радугу…»- если слова заменить…красками. Итак, какова «радуга» нашего языка и общения? Во-первых, она семицветная, но не как у Андерсена в сказке «Сон»- «семицветная радуга грехов». Хотя начинается «черным цветом»: «Уровень первый, в моем понимании, самый низкий, определяется словосочетанием « черное слово». Черное слово – это вербальный вирус и, естественно, заразный. Передается он не путем капельной или иной какой инфекции, но… через слух… Самой пагубной разновидностью черно-словия является, без сомнения, матерная брань…формирующая в душе человека… цинизм. Цинизм тождествен вытравлению, атрофии нравственного чувства, что называется в Священном Писании «сожженной совестью». Цинизм познается в неспособности верить в возвышенное, идеальное, святое… Второй уровень- серенького цвета – « это пустое, или праздное слово. Это слово, лишенное соли, слово, лишенное смысла, слово, произнесенное просто так..Все лопочут, и аз с ними. Празднословие – это мутный многоречевой поток, в который мы вливаемся своим маленьким ручейком спозаранку и плывем по нему до позднего вечера. «В многословии не избежишь греха», – сказал библейский мудрец царь Соломон… Дает писатель-священник и форму для избавления от празднословия: «Помни: что, зачем, где, когда говоришь и какие из того могут быть последствия.» Третья высота — теплое слово. «Этого дара нынче днем с огнем не сыскать, потому что давно уже на Смоленском кладбище нашла место своего упокоения Арина Родионовна… А почему свершается столько разводов у нас в России? Да потому что не владеют теплым словом ни он, ни она. Часто напоминают они собой рыцарей Алой и Белой розы, – для них супружество подобно ристалищу…» Прервусь на этом. Не буду отнимать у Вас возможности насладиться и прекрасной, и умной русской речью, и «теплым» словом, каковым уж точно владеет о. Артемий… Читать книгу онлайн
Ели знать свою словесную ступень, то можно стремиться к её повышению. А знание своего словесного уровня и работа по осознанию сути русских слов ведет к очищению речи человека.

  Слова
 Много слов на земле. Есть дневные слова —
 В них весеннего неба сквозит синева.
 Есть ночные слова, о которых мы днем
 Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
 Есть слова — словно раны, слова — словно суд, -
 С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
 Словом можно убить, словом можно спасти,
 Словом можно полки за собой повести.
 Словом можно продать, и предать, и купить,
 Слово можно в разящий свинец перелить.
 Но слова всем словам в языке нашем есть:
 Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
 Повторять их не смею на каждом шагу, -
 Как знамена в чехле, их в душе берегу.
 Кто их часто твердит — я не верю тому,
 Позабудет о них он в огне и дыму.
 Он не вспомнит о них на горящем мосту,
 Их забудет иной на высоком посту.
 Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
 Оскорбляет героев бесчисленный прах,
 Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
 Не твердя этих слов, умирали за них.
 Пусть разменной монетой не служат они, -
 Золотым эталоном их в сердце храни!
 И не делай их слугами в мелком быту —
 Береги изначальную их чистоту.
 Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
 Только эти слова тебе могут помочь!  /Вадим Шефнер, 1956 год/

Интерактивный буклет «Почему мы так говорим?»

Наша разговорная речь полна привычных крылатых выражений, и мы не всегда задумываемся, почему мы так говорим, какова история происхождения той или иной фразы.  Давайте же заглянем в их суть и разберёмся, откуда пришли к нам эти выражения и что они обозначают.

Благодарим за просмотр!

Материал взят из открытых интернет-источников