Консультация логопеда «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

      Комментарии к записи Консультация логопеда «Правильная речь – залог успешного обучения в школе» отключены

Уважаемые читатели!

Этим мероприятием мы открываем цикл логопедических лекций «Говорим красиво и правильно», в котором  мы будем  говорить о том, как  развить речь ребёнка с 3 до 7 лет. Особенно это важно становится при подготовке дошкольников, потому что их правильная речь является важной составляющей успешного обучения в школе.

Речь является главным средством общения. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Родители дошкольников должны знать о том, что      чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

Первая составляющая — произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают  на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного. Для того чтобы правильно произносить различные звуки необходима хорошая подвижность всех органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти мягкого неба, голосовых связок. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?     Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.   Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме ежедневно  в течении нескольких  минут. В начале артикуляционные упражнения выполняются медленно, не торопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп упражнений увеличивается. Предлагаем вам несколько  простых упражнений  по следующей ссылке Артикуляционная гимнастика

Второе — это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак). Упражнения для развития фонематического восприятия

Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  порассуждать. Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Как расширить словарный запас ребёнка 6 лет?»

Четвертое – лексико — грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму. Упражнения

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

О письме. Для того, чтобы у  ребёнка был красивый, ровный почерк  необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков. Упражнения

О чтении. Учить  читать до школы можно, но учить  нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать  — это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам, а звукам, без призвуков (М, Н, Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т.д.). Как научить  ребёнка читать

Научить дошкольника необходимым навыкам владения речью  вам помогут и книги. Обращаем ваше внимание на следующие книги из фонда Абонемента

Акименко, В. Домашний логопед: программа исправления речевых нарушений у детей / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 272 с. – (Библиотека логопеда)

В данном пособии представлена программа исправления речевых нарушений у детей. Каждое речевое нарушение рассмотрено с двух позиций: теоретической и практической. Материал пособия написан в простой и доступной форме, что дает возможность даже начинающему логопеду понять сущность речевого нарушения и правильно провести коррекционную работу.
Учебное пособие подготовлено с учетом новых исследований в логопедии и передового опыта работы дошкольных учреждений. Предлагаемое пособие может быть интересно прежде всего родителям, воспитывающим детей с речевыми нарушениями, а также оно поможет начинающим логопедам разобраться с технологиями, направлениями и этапами исправления речевого нарушения у детей.

Круглова, О. 100 скороговорок для улучшения дикции / О. В. Круглова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 95 с. – (Школа развития)

Скороговорка — это хорошее упражнение для отработки правильной, четкой и грамотной речи, направленное на правильное произношение не только отдельных звуков, но и целых слов. Она развивает речевой слух и дикцию, обогащает словарный запас ребенка.
Любая скороговорка, как и потешка или загадка, растет вместе с ребенком. Если малыш еще только учится говорить и с трудом выговаривает некоторые звуки, ему нужны простые скороговорки, в которых повторяется только один трудный звук.
Более взрослому ребенку можно предложить для произношения усложненные скороговорки, в которых встречается труднопроизносимое сочетание звуков.

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки  ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе         родного         края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Спасибо за внимание! Следующая консультация из этого цикла «Гимнастика для развития речи детей 3-7 лет» состоится в апреле. Следите за нашими публикациями!