Урок для родителей «Гармоничное воспитание в семье»

      Комментарии к записи Урок для родителей «Гармоничное воспитание в семье» отключены

Уважаемые читатели!

Это мероприятие проводится в рамках цикла «Родительская школа». В нём мы рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью.

 Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей: физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д. Интеллектуальное развитие: в течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму. Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Общие принципы гармоничного развития

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  • Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  • Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  • Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  • Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью. Процесс получения знаний важнее результата.
  • Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
  • Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию. Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  • Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  • Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  • Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  • Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах. При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  • 1.Никогда не предпринимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.
  • 2.Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели — это и его цели.
  • 3.Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
  • 4.Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему; разбирайте с ребенком его правильные и неправильные шаги к цели.
  • 5.Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты — молодец», а обязательно «Ты — молодец, потому что…».
  • 6.Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совер­шает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сде­лайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
  •  7.Оценивайте поступок, а не личность — ведь это не одно и то же. «Ты — плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
  • 8.Дайте ребенку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Для этого улыбнитесь ему или прикоснитесь к нему. Дайте понять, что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
  • 9.Воспитание — это последовательность целей. Помогите ре­бенку строить систему перспективных целей — от дальней к средней и от нее к се­годняшней/
  • 10.Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Все хо­рошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с кон­кретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.

Видеобеседа «Мы и наши дети»

Как мы относимся к детям, чему мы учим детей и какие они — наши дети, — рассказывает директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, профессор Татьяна Владимировна Черниговская:

«Дети – это инопланетяне, которые в этот мир попали определенным, всем понятным образом, но кто они такие, не знают ни они сами, ни мы. А меж тем это чрезвычайно важно, потому что от этого зависит, как мы будем относиться к ним, чему мы будем их учить, отдаем ли мы себе отчет в том, какой баланс между генетикой и тем, куда они попали с этой генетикой».

Друзья, предлагаем вам тематический фото коллаж и список литературы, с помощью которой вы сможете найти верные подходы к гармоничному воспитанию своего ребёнка.

  1. Вайн, С. Успех и счастье: Чему учить ребёнка, чтобы он достиг всего, чего  хочет / Саймон  Вайн. – 2-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2020. – 406 с.
  2. Дыкман, Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? / Л. Дыкман. – Санкт-Петербург: Деметра, 2017. – 288 с.
  3. Кляйн, Т. Семена успеха. Как родителям вырастить преуспевающих детей. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 304 с.
  4. Свитленд, Д. Научите ребенка думать: Как вырастить  умного, уверенного и самостоятельного человека / Д. Свитленд, Р. Столберг; Пер с англ.- Москва: Альпина  Паблишер, 2021. – 362 с.
  5. Сигел, Д. Дж. Воспитание с умом. 12  революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребёнка / Дэниэл Сигел; пер. с англ. – Москва: Эксмо, 2020. – 256 с. – (Психология. Бестселлер для родителей)
  6. Сурженко, Л. Воспитание без воспитания. Как вырастить ребенка счастливым человеком / Леонид Сурженко. – Санкт-Петербург, 2019. – 256 с.: ил. – (Серия «Родителям о детях»)
  7. Субботина, Е. Современные дети: советы в помощь родителям / Е. А. Субботина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 189 с. – (Психологический практикум)

Подведём итог:

Человек как личность начинает развиваться в первую очередь в семье. Семья — малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья — направляющая сила и образец для подражания. Она играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести.

«Ребёнок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»  /В. А. Сухомлинский, советский педагог/

Спасибо за внимание!