Познавательный час «Меценатство и благотворительность на Руси»

      Комментарии к записи Познавательный час «Меценатство и благотворительность на Руси» отключены

27 декабря 190 лет со дня рождения П.М. Третьякова (1832-1898), русского купца и мецената

Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценатство». / К.С. Станиславский /

Вельможа Рима Гай Цильний Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель величайших римских поэтов Горация, Вергилия, Проперция. С тех пор его имя стало нарицательным. Меценат был соратником императора Октавиана Августа. Именно о нем и рассказывает эта книга, написанная на основе скрупулезного и полного анализа всех сохранившихся источников.

Бондаренко М. Меценат / Михаил Бондаренко. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 285 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей)

Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).

Меценатство на Руси

В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке. Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном. Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни. Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.

Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству. Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии. Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.

Феномен меценатства

По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.

«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»

Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.

Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.

И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.

Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков

Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.

Павел Третьяков

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898)–русский предприниматель, благотворитель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы. 

Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.

С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.

В это же время Павел Михайлович начинает активно заниматься благотворительностью. Он дружит со многими художниками, например, с Васильевым, Перовым и Крамским, скупает их эскизы, этюды и картины для своей коллекции, спонсирует школы для слабослышащих людей, материально поддерживает вдов и детей художников. С 1890 года коллекцию пополняли иконы. Младший брат Павла Третьякова тоже помогал собирать коллекцию. Он коллекционировал картины зарубежных живописцев. С каждым годом коллекция становилась все значительнее и слава о ней разлетелась по всей Европе. Иностранные ценители искусства приезжали в Москву, чтобы вживую увидеть эту коллекцию.

В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы. В конце лета 1892 года коллекция братьев была подарена Москве. В 1893 году состоялось торжественное открытие «Московской государственной галереи имени Павла и Сергея Третьяковых».

Благодаря кропотливой работе мецената коллекция Третьяковской галереи сегодня включает произведения огромного количества русских художников, в том числе: Алексея Саврасова; Льва Лагорио; Василия Перова; Ивана Крамского; Константина Флавицкого; Карла Брюллова; Ильи Репина; Александра Иванова; Виктора Васнецова; Василия Сурикова; Ивана Шишкина.

Савва Мамонтов

«После П.М.Третьякова Мамонтов был одной из выдающихся фигур меценатствующей Москвы, он создал первую русскую богему — Абрамцево — наш Барбизон » /Кузьма Петров-Водкин/

Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад. После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию.

Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».

Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы. Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина.

Годам к 35-ти к Савве Ивановичу Мамонтову прочно приклеилось прозвище Савва Великолепный — по аналогии с Лоренцо Великолепным, блистательным политиком и щедрым меценатом из семейства Медичи, при котором Флоренция пережила небывалый расцвет искусства. Будут, конечно, в России неординарные купцы-меценаты и после Саввы: Щукин, Морозов… Но только универсальный Мамонтов, близкий друг Поленова и Репина, покровитель Васнецова, Серова и Коровина, первооткрыватель Шаляпина и защитник не понятого публикой Врубеля, инвестор «Мира искусства» и худрук собственноручно созданной «Частной оперы», «неистовый Савва», «человек-водоворот», «миллионщик» — останется в истории «русским Медичи».

Савва Морозов

Тимофей Морозов-старший,  отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия и  числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.

Савва Тимофеевич Морозов (15.02.1862-16.05.1905) окончил гимназию и естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1885 г.), изучал химию в Кембридже (1885— 1887 гг.), одновременно знакомясь с организацией текстильного дела на английских фабриках. По возвращении в Россию Морозов стал управляющим Никольской мануфактуры (1887 г.) и превратил её в одну из самых производительных и доходных в России. Он отменил штрафы, построил для рабочих новые казармы, образцово поставил медицинское обслуживание.

Савва Морозов пользовался большим влиянием в предпринимательских кругах. В начале 90-х гг. XIX в. Морозов построил в Пермской губернии заводы по выпуску продуктов, имеющих применение в текстильной промышленности, в 1905 г. учредил анонимное общество соединённых химических заводов. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы. На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения.

Морозов был широко известен как меценат. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».

Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Под влиянием актрисы М. Ф. Андреевой сблизился с большевиками, финансировал издание их газет; прятал от полиции революционера Н. Э. Баумана. После январских волнений 1905 г. Морозов составил программу неотложных социально-политических реформ — в ней шла речь об отмене самодержавия, о свободе слова, печати и союзов, неприкосновенности личности и жилища и об общественном контроле за государственным бюджетом. В феврале 1905 г. Савва Тимофеевич задумал провести на своей фабрике социальные преобразования, но мать отстранила его от управления, объявив сумасшедшим. По настоянию врачей Морозов уехал за границу. 26 мая 1905 г. в Канне он застрелился. По официальной версии, предприниматель покончил с собой, однако обстоятельства трагедии до конца не ясны. Известно, что незадолго до смерти он застраховал жизнь на большую сумму, а страховой полис на предъявителя отдал Андреевой. Возможно, она была как-то причастна к происшедшему.

Варвара Морозова-Хлудова

Морозова (урожд. Хлудова) Варвара Алексеевна (1848-1917) — известная предпринимательница, владелица «Товарищества Тверской мануфактуры», потомственная почетная гражданка Москвы, благотворительница и меценатка.

Овдовев в молодые годы, Варвара Морозова, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность. По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить». Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.

Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет. К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.

Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.

История культуры также помнит имена купцов Щукиных, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.

Благодарим за просмотр!

Материал взят из открытых интернет источников