Библиотечный урок «Учись искусству чтения»

      Комментарии к записи Библиотечный урок «Учись искусству чтения» отключены

Уважаемые читатели!

Этим мероприятием мы открываем учебный цикл «Учись учиться» для тех, кто учится, учащимся и студентам. Сегодняшний библиотечный урок посвящён  развитию умения читать книгу, правильно пользоваться печатным изданием, находить главное в  большом объёме информации.

Как много значит вовремя прочитанная книга! Книга часто помогает ответить на острые, трудные вопросы. Как надо жить? Что такое счастье? Отвечает книга на тысячи «почему» и «отчего». Книги читают по-разному в зависимости от кругозора, интересов, образования и поставленных целей. Многие читают то, что требуется по учебным программам, что рекомендует учитель. Читают «для себя», по собственному выбору, и тоже по-разному: кто- то увлекается литературой одного жанра (скажем, фантастикой), кто-то предпочитает одну тему, а кто-то ищет произведение любимого автора.

Каждому человеку книги нужны по-разному. Одному человеку больше, другому меньше. Но всем людям вместе, т. е. человечеству, книги необходимы. Один человек может прожить без книг. Плохо, скучно, неинтересно. Но — может.  А человечество — нет. Потому что нельзя прожить без памяти. А книги — это память. И пока еще мудрее книги люди ничего не придумали. Книги – это богатство, нашему обществу сейчас нужны образованные люди. И вам предстоит стать нужными людьми, а значит, именно обогатить свою память знаниями. Чтобы обогатить свою память знаниями, надо уметь взять их. Для этого в первую очередь надо научиться работать с книгой. Обычно работа над книгой начинается с общего ознакомления, просмотра ее. На что следует обратить внимание: титульный лист (лицо книги, ее дверь), иллюстрации, аннотацию, оглавление, предисловие, библиографическое примечание. Беглый
просмотр книги дает возможность предварительно оценить содержание книги, установить круг основных вопросов, определить наиболее важные части, разделы ее.

Просмотрели книгу, решили читать ее. А как читать верно? Но спрашивали ли вы себя как надо читать? Каждый, возможно, обидится. Как же так? Мы еще в школе научились читать, выучили все буквы. Да, сейчас вы прочитали не один десяток книг. Все это верно. Но спрашивали ли вы себя, как надо читать? Ведь недостаточно раскрыть книгу и складывать буквы: в слова, а потом в фразы. Давайте подумаем над такими словами. Вы говорите: «Я прочитал книгу». Какими синонимами можно заменить это? (я понял, я узнал).
Писатель создает книгу с образами живых людей и их мыслями, чувствами и поступками. Читая, мы должны понять, что писатель хотел сказать своими произведениями, прочувствовать и воспроизвести в своем воображении все, о чем рассказывает книга. А это уже труд, и как каждый труд, требует умения и мастерства. Для многих чтение — это развлечение. Такие читатели стремятся только к тому, чтобы узнать, чем все кончится. Несется такой читатель по страницам книги, даже дух захватывает. Некогда ему остановиться, подумать немного, запомнить удачную фразу, справиться, что за слово непонятное. Такое чтение оставляет в вашей памяти только ход событий.

Для того, чтобы приобрести прочные знания, одного чтения мало. Работа с книгой требует еще умения записывать прочитанное. Некоторые думают, что это занятие пустое. Так ли на самом деле? Один читатель прочитывает, потом только записывает основное. А другой записывает попутно, что лучше. Из опыта работы можно утверждать, что лучше всего бегло составить представление о книге, подумать над ее содержанием, затем можно записать прочитанное. «Не записанная мысль — потерянный клад», — говорил Дмитрий Иванович Менделеев.

Знакомы ли вы с книгой? В этом вам поможет разобраться следующий видеоролик.

         Как же научиться правильно читать книги?

Вот некоторые полезные советы или  заповеди читателя, как читать книги:

  • Помни, что чтение – важная, серьезная работа, не жалей на чтение ни времени, ни сил.
  • Читай внимательно, вдумчиво, не спеша – лучше поймешь книгу.
  • Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии – пища для ума, а рассказы, стихи и сказки – пища для души.
  • Посмотри сначала на титульную сторону обложки: ты узнаешь имя автора, название книги, где и когда она издана.
  • Не забывай прочитать вступительную (предисловие) и заключительную (послесловие) статьи, они расскажут много интересного об авторе книги, об истории её написания и т.д.
  • Пользуйся оглавлением.
  • Обращай внимание на иллюстрации: они помогают полнее раскрыть содержание книги.
  • Не пропускай в книге описания природы, интерьера: они помогут лучше понять характер героя, ход событий.
  • Значения неизвестных тебе слов ищи в словарях, энциклопедиях.
  • Хочешь больше узнать – читай с карандашом, делай для себя выписки.
  • Не пропускай страниц, дочитывай произведение до конца.
  • Не читай сразу много книжек, читай только одну.
  • Читай понемногу и думай, что хорошего есть в этой книге.

Как работать с книгами, чтобы их запоминать?

Запомните определенный алгоритм чтения:

• прочитать;
• обдумать;
• выписать;
• осмыслить;
• усвоить;
• оценить.

Способов чтения существует много – от беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же лучше использовать? Все зависит от той задачи, которую вы себе ставите:
• ознакомление с конкретным изданием;
• ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев);
• начальное знакомство с темой, проблемой;
• поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач необходимо выбрать наиболее подходящий способ чтения:
углубленное
Этот способ предполагает внимательное прочтение материала: нужно обратить внимание на детали, вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить связи описываемых событий. Дается анализ и оценка, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию.
быстрое
Это чтение с выделением основной мысли текста, без акцента на детали, без артикуляции (движения губ при чтении про себя).
параллельное
При этом способе изучается несколько материалов по одной теме или проблеме для того, чтобы проанализировать разные взгляды, выбрать наиболее предпочтительную позицию. Этот способ чтения лучше всего использовать при подготовке докладов, рефератов.
выборочное
Предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами книги после ее предварительного просмотра, внимание фиксируется на тех моментах, которые необходимы.
чтение-просмотр
Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей: пересматриваются предисловие, заключение, по содержанию определяются наиболее важные вопросы и др. Этот способ позволяет за короткий промежуток времени решить, стоит эту книгу (статью) более детально изучать или лучше сразу выбрать нужный материал.
чтение-сканирование
Это быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, фактов и др. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т. п.
Темп чтения
Наиболее распространенный темп чтения – 100-200 слов в минуту.
Ученые подсчитали, что современный человек должен уметь читать от 100 до 1000 слов в минуту. Или от 20 до 400 (по технике скорочтения) страниц в час.

Чтению тоже надо учиться, тогда оно – и радость, и польза!

Благодарим за просмотр!