Урок-консультация «Как работать с периодикой»

      Комментарии к записи Урок-консультация «Как работать с периодикой» отключены

Уважаемые читатели!

Этим мероприятием мы продолжаем учебный цикл «Учись учиться» для тех, кто учится, учащимся и студентам. Сегодняшний урок-консультация расскажет  о том, как продуктивно работать с периодическими изданиями, к которым относятся газеты и журналы.   Работа с периодикой способствует развитию логического и аналитического мышления, памяти, внимания, воображения, речи.

Для современного общества качественная и своевременная информация выступает одной из главных ценностей. Ее создание и распространение – функция средств массовой информации, среди которых одной их самых древних является периодическая пресса.

Роль газет и журналов в жизни общества огромна. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература является основным средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают  многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. В век технической информации книжная продукция быстро устаревает, а  свежие новости  всегда  содержатся  в газетах и журналах. Более того, современная периодика – это путь к деловому успеху, а  успеха может достичь абсолютно каждый человек. Для этого не нужно родиться гением. Необходимо приобрести те знания и навыки, которые помогут не только четко сформулировать свою цель, но и достичь ее. И  задача периодической литературы помочь  в этом. Каждый журнал, газета  имеют свою аудиторию. Они незаменимы в учебном процессе. Газеты и журналы пишут о проблемах современности, вырабатывают постоянное желание быть в курсе событий, информируют о последних достижениях науки и техники, знакомят с новинками современной литературы. Периодические издания для подростков и молодёжи  работают над расширением познавательных интересов, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.

Журнал — это средство массовой информации, периодическое издание,  содержащее  в себе статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию. Кроме того, любой журнал может иметь приложения.

Современные глянцевые журналы – это особая страна, в которой правит качественная верстка, красивые и сочные иллюстрации, яркие снимки. При этом для подавляющего большинства читателей журналы являются не просто источником информации, а развлечением и непременным атрибутом расслабления и отдыха. Журналы дарят эмоции, и от качества печати во многом зависит их успех.  В последнее время люди стали всё меньше и меньше уделять внимание газетам, предпочитая глянец. Ярким эталоном глянцевой красоты являются журналы – красочные, на хорошей мелованной бумаге с качественными иллюстрациями.

Журнальная продукция занимает лидирующее место среди периодических изданий. Основное и принципиальное отличие журнальной верстки от газетной и книжной – высокое качество полиграфии в большинстве современных журналов.
Периодичность журналов может быть самой разной – от еженедельников  до квартальных выходов.

Тематика журналов:
• научные и отраслевые журналы;
• общественно-политические и литературно-художественные;
• производственно-технические и научно-популярные;
• научно-информационные и реферативные;
• библиографические, сатирические и спортивные;
• журналы смешанного содержания.

Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей.

Еще Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа». Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»). Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — gazzetta (гасета). В XVI веке  за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету. Считается, что именно в это время были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей».

К числу первых газет, сильно напоминающих современные нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».

Согласно советскому ГОСТу,  газета — «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания». Газетные статьи представляют собой разновидность публицистического стиля. Следовательно, черты, характерные для публицистического стиля, должны найти отражение в языке газетных статей. Однако, назначение газеты, её ежедневный выход, иной объем статьи по сравнению с журнальной, а также круг читателей, на которых эти статьи рассчитаны, накладывают особый отпечаток на языковые особенности стиля газетных статей.

Газеты и журналы в Интернете

 Сегодня любое уважающее себя периодическое издание имеет своё представительство в Интернете. Всё большее количество газет и журналов предлагают свои материалы  посетителям Сети. Возможность доступа к полным текстам материалов становится всё более востребованной пользователями. Представляем перечень основных газетных изданий и их электронные версии.

  1. http://www.aif.ru – Аргументы и факты – электронная версия газеты и приложений (АиФ в регионах, АиФ-издания)
  2. http://www.vedomosti.ru – Ведомости – электронная версия газеты
  3. http://zavtra.ru – Завтра
  4. http://www.izvestia.ru – Известия – электронная версия газеты
  5. http://www.inostranets.ru – Иностранец – электронная версия еженедельника
  6. http://www.kommersant.ru –   Дайджесты газеты «КоммерсантЪ», журналов «Коммерсантъ-Деньги», «Коммерсантъ-Власть». В свободном доступе журналы «Домовой» и «Автопилот», петербургское приложение к газете «КоммерсантЪ».
  7. http://www.kommersant.ru/k-vlast – КоммерсантЪ-Власть – аналитический еженедельник
  8. http://www.kp.ru –  Комсомольская правда – электронная версия еженедельника
  9. http://www.redstar.ru –  Красная Звезда – ежедневная электронная газета
  10. www.kulturagz.ru –   Культура – электронная версия газеты
  11. http://www.lgz.ru –  Литературная газета 
  12. http://emsu.ru/lg/default.asp – Местное самоуправление – сетевая версия всероссийской газеты
  1. http://www.mn.ru  – Московские новости – на русском и английском
  2. http://www.mk.ru – Московский комсомолец – электронная версия газеты
  3. http://www.ng.ru – Независимая газета – электронная версия газеты и приложений
  4. http://www.novayagazeta.ru – Новая газета – электронная версия газеты
  5. http://www.newizv.ru – Новые известия 
  6. http://ps.1september.ru – Первое сентября – электронная версия газеты и приложений
  7. http://orthodox.etel.ru – Православная газета (Екатеринбург) – Интернет-версия издания
  8. http://www.psy-gazeta.ru  – Психологическая газета – ежедневное электронное издание для психологов
  9. http://www.rb4.ru/ – Рабочая газета – Всероссийская газета трудящихся
  10. http://referent.uu.ru – Референт – газета для бухгалтеров и предпринимателей
  11. http://www.rg.ru –  Российская газета – электронная версия газеты
  12. http://www.sobesednik.ru – Собеседник  –  электронная версия еженедельника
  13. http://sovrussia.da.ru – Советская Россия
  14. http://www.sovsport.ru/gazeta – Советский спорт – электронная версия газеты
  15. http://www.sport-express.ru – Спорт-экспресс – электронная версия
  16. http://www.trud.ru  – Труд – электронная версия газеты
  17. http://www.gazeta-unp.ru – Учет. Налоги. Право – свежий номер, официальные документы
  18. http://www.ug.ru – Учительская газета
  19. http://www.tserkov.info – Церковный вестник – электронная версия ведущей газеты Русской Православной Церкви
  20. http://www.eg.ru – Экспресс-газета – электронная версия газеты
  21. http://www.eprussia.ru/epr/ – Энергетика и промышленность России – электронная газета

Функция газетных статей — дать оценку фактам, изложенным в газетных сообщениях. Газетные статьи обычно делятся на передовые и обзоры собственных корреспондентов газеты, критические статьи и фельетоны. Содержанием газетных статей обычно являются животрепещущие события дня или недели.  Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную.

Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.Базисная информация помогает осмыслить отдельные факты и явления, с которыми сталкивались, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческих категориях. Если текущая информация, как правило, быстро устаревает, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Памятка «Как читать газету и журнал»

  • Для ежедневного чтения определи 2-3 газеты (журнала). Одна из них центральная, например, «Комсомольская правда», другая местная, чтобы быть в курсе событий города, района. Прочие газеты (журналы) – на твой вкус и интересы.
  • В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.
  • Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи. Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.
  • Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.
  • Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.
  • С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.
  • Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.
  • Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.
  • Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения.

Печатные СМИ остаются актуальными источниками информации для современного человека. Интернет и информационные технологии могут выступать не только в роли конкурирующего фактора, но фактора роста периодических печатных СМИ.

Благодарим за внимание!