Зоочас «Соседи по планете»

      Комментарии к записи Зоочас «Соседи по планете» отключены

Уважаемые читатели!

Всемирный день животных (World Animal Day), или Всемирный день защиты животных, отмечаемый во всем мире ежегодно 4 октября, был учрежден на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем в 1931 году во Флоренции (Италия), и призван обратить внимание человечества на проблемы остальных обитателей планеты.

Дата 4 октября была выбрана по той причине, что этот день известен как день памяти о католическом святом Франциске Ассизском (Feast Day of St Francis of Assisi, 1181/1182 — 1226), который считается покровителем животных. Церкви ряда стран проводят службы, посвященные Всемирному дню животных, либо 4 октября, либо в день, близкий к этой дате.

История движения в защиту животных

Традиции в области отношений человека и животных никогда не были постоянными, в разных культурах к животным относились по-своему, каких-то почитали как богов, другим не было позволено заходить в жилище человека. Некоторые традиции были неэтичны и негуманны, что привело к общественному их порицанию по прошествии веков.

В Древней Греции существовало две категории почитания животных – поклонение животному как биологическому виду и его обожествление, вписывание образов и характеристик животного в пантеон. Волк был почитаемым животным у дельфийцев и афинян, овца – у самосцев, свинья – на острове Крит. Богиню Деметру нередко изображали с головой лошади, а ноги Артемиды иногда заменяли рыбьим хвостом.

В Древнем Риме существовал культ волка, ведь, согласно легенде, основателей Рима – братьев Ромула и Рема – вскормила волчица. Римские боги также имели своих животных. Так, например, дятел, волк и бык предназначались богу войны Марсу, гуси – Юноне и т.д.

В средние века отношение к животным переживало свои самые темные времена. Согласно Библии, собака являлась нечистым животным. Из тридцати упоминаний только в Ветхом Завете лишь в двух случаях это слово не имеет негативного смысла. Кошка в каноническом тексте вообще не упоминается. В это время собакам стало запрещено входить в жилище человека, присутствие собаки в доме было признаком религиозной блуды и падения нравов. Кошек в средневековой Европе считали пособниками Дьявола, этих животных было разрешено заживо сжигать на кострах вместе с обвиненными в колдовстве людьми, причем не важно, были ли среди приговоренных к смертной казни хозяева этих животных, или же их просто поймали на улице.

К осознанию необходимости систематической заботы о природе и животных человечество подошло намного позже.

В 1824 году в Англии, в Лондоне открывается первое в мире общество по предотвращению жестокости к животным — SPCA (Society for the Prevention of Cruelty to Animals). Позже, в 1840 году королева Виктория официально благословила общество и его деятельность, и даже разрешила добавить приставку «королевское общество», то есть RSPCA (Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals). Задачами общества в те годы были: создание общественного надзора за людьми, недобросовестно выполняющими свои обязательства по уходу за животными, и выявление нарушителей и передача их королевской полиции. Контроль осуществлялся с помощью специально нанятых для этой работы инспекторов.

В первой половине ХХ века тенденция практически угасла, однако в 1960-х годах, когда мировые волны борьбы за права женщин и темнокожего населения уже прошли, она возродилась с новой силой. Были созданы всемирные организации WWF (1961), GreenPeace (1971) и РEТА (1980), которые продолжают свою работу до сих пор.

В 1977 году в Великобритании Совет по охране сельскохозяйственных животных сформулировал 5 основных свобод животных, которые обеспечивают ему достойную жизнь. Это такие свободы, как:

свобода от голода и жажды, свобода от боли (включает в себя возможность гуманного прекращения жизни живого существа), свобода от травм или болезней (это положение предполагает разработку кодекса прав животных), свобода от страха и стресса (регулирует отношение к животным в обществе), свобода естественного поведения (данное положение ограничивает возможности помещения изначально диких животных в клетки или использования их для цирковых выступлений).

В 1987 году Советом Европы была составлена Европейская конвенция по защите прав комнатных животных, которая официально закрепляла права животных на европейском уровне, а также прописала рекомендации по содержанию, разведению, торговле, дрессировке, ветеринарному уходу и усыплению животных. В тексте Конвенции также говорится о мерах по сокращению численности бездомных животных. К конвенции присоединились 19 европейских государств.

По мере роста влияния движения за права животных, возрастает как количество его сторонников, так и его противников. Объемы критики действий активистов за права животных значительно увеличились за последние 30 лет. Такая ситуация, однако, естественна для любого направления общественной мысли, которое затрагивает интересы широких масс. Существует несколько основных трендов внутри самого движения.

Наиболее яркий из них – это «экстремизм за права животных» («animal rights extremism»). Существует множество организаций и отдельных активистов, готовых ради отстаивания прав своих подопечных на радикальные действия, в том числе, причинение материального, морального, психологического и физического ущерба другим людям. За последние 9 лет в восьми странах мира ситуация была наиболее острой – в: Германии, Ирландии, Италии, Мексике, Испании, Швеции, Великобритании и США. По данным ресурса Bite Back, пик экстремизма за права животных пришёлся на 2008-2009 годы – годы мирового финансового кризиса. Однако, в Швеции ситуация немного иная: до 2009 года количество актов экстремизма не было значительным, однако, с 2010 года экстремисты за права животных сильно активизировались. Число актов экстремизма возросло в 8-10 раз: с 7-ми зарегистрированных в 2009 г. до 57-ми – в 2011 г.

Еще один тренд движения за права животных – использование известных персон в продвижении организаций и в кампаниях. Тренд этот считается одним из старейших в рамках движения и базируется на общепризнанном авторитете выбранной селебрити. Первые прецеденты использования образов известных людей в целях борьбы за благополучие животных относятся ещё к XIX веку: королева Виктория в Великобритании, императоры Александр II и Александр III в России позволяли использовать свои имена и титулы в рамках информационно-просветительской работы с населением, касавшейся проблем бездомных и содержания домашних животных.

В мире активно защищаются права животных. Пока нет однозначного мнения, стоит ли подтверждать наличие у животных прав, однако, защита животных является значительной сферой общественной жизни. Можно предположить, что, вслед за признанием прав за женщинами и темнокожими, основные права будут закреплены и за животными, в том числе, животными-компаньонами.

На сегодняшний день в мире имеется 3 официально работающих некоммерческих организации в сфере защиты сельскохозяйственных и домашних животных: РеТА, WWF и SPCA, последняя имеет множество отделений в странах Западной Европы, а также США и Канаде. В России эта сфера представлена несколькими организациями, работающими в масштабе страны: Общество Защиты Животных, начавшее свою работу в перестроечные времена, Центр защиты прав животных «ВИТА», Альянс за права животных, Фонд помощи бездомным животным «ЗооЗащита», Общественное объединение защиты животных «Эгида» и другие. Хорошо развито сообщество волонтеров. Действует много неофициальных сообществ волонтеров, приютов и сетевых ресурсов помощи бездомным животным в разных городах России: «Хвосты» в Санкт-Петербурге, «Пес и Кот» в Москве, «Будка» в Омске и другие.

В Российской Федерации в сфере правового регулирования зоозащиты существует статья 245 Уголовного Кодекса РФ, в которой запрещается жестокое обращение с животными, а также умерщвление животного с причинением ему боли и страданий, или действия жестокого характера, повлекшие за собой смерть живого существа.

Интерактивный плакат  «Экопарки и питомники в России»

Благодарим за внимание!

Материал взят из открытых интернет-источников

Мероприятие подготовила Недовесова В.С.