29 январяисполняется165 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904), одного из величайших писателей и драматургов в истории русской и мировой литературы. Его произведения не утратили своей актуальности и привлекательности для читателей и зрителей, а его имя стало символом высокого искусства.
Замечательный русский писатель второй половины XIX — начала XX века Антон Павлович Чехов прожил недолгую, всего 44 года, но очень плодотворную жизнь. За время своей литературной жизни он успел создать около 900 различных произведений. Естественно, что кинематограф не мог пройти мимо своеобразных, одновременно смешных и грустных, чеховских сюжетов — на данный момент существует около 245 его экранизаций, из них большая половина художественные фильмы, но есть и мультфильмы. Его драматическое творчество оказало большое влияние на развитие литературы и театра не только в России, но и в мире. А через театр, — и на кино.
Познакомимся с самыми известными экранизациями по произведениям Антона Павловича Чехова.
«Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977 г. https://yandex.ru/video/preview/4749987881860412112
В основе экранизации лежит самая ранняя пьеса Чехова, написанная им в возрасте 18 лет. Однако долгое время она оставалась неизвестной: черновик нашли лишь через 19 лет после смерти автора. У произведения не было названия, но чаще всего его называют или «Безотцовщина», или «Платонов». Под вторым именем она обычно экранизируется за границей. Режиссер Никита Михалков в 1977 году представил свою версию пьесы. В соавторстве с А. Адабашьяном он создал сценарий, в котором основной костяк составило юношеское произведение Чехова, дополненное мотивами из более поздних его рассказов и повестей.
Сюжет
Летним днём в усадьбу генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой съезжаются гости. Несмотря на незавидное материальное положение и растущие долги, хозяйка решила не скупиться. Кроме застолья, светских бесед и игры в фанты вечером в усадьбе ожидаются цыгане и фейерверк. Анне Петровне обычно не нужен повод для праздника, но сегодня гостям будет за что выпить: пасынок Войницевой Серж недавно женился на известной красавице Софье Егоровне. Это стало полной неожиданностью для Михаила Васильевича Платонова, который узнал в ней свою первую любовь, и всколыхнуло в нашем герое воспоминания о несбывшемся.
Наши герои познакомились, когда Платонов был подающим надежды студентом. В его руках всегда были стопки книг, а карманы полны табака. Красноречие и острый ум юноши не оставляли у окружающих сомнения, что перед ними будущий министр или новый Байрон. Софи же делала первые шаги на сцене, лелея мечту стать новой Ермоловой. И вот спустя семь лет жена Сержа с ужасом узнала, что талантливый и вдохновенный Мишенька работает теперь скромным сельским учителем и даже не закончил университет. Наш герой предпочёл блестящую столичную карьеру простому семейному счастью. Вместе с женой Сашенькой воспитывает сына и по полгода не выходит в свет.
Платонов в тайне души понимает, что мог бы добиться большего. Но каждый гость на сегодняшнем празднике ничем не лучше его самого. Эти люди, считающие себя интеллигентами, только и могут, что пить, рассуждать на философские темы и спорить о судьбах мира, сами ничего не делая для других. И в этот вечер наш герой наконец-то выскажет всё, что думает о своих знакомых, любимых и себе самом.
Причины посмотреть:
▪ Блестящая экранизация бессмертной классики. Фильм снят по рассказам Антона Чехова «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь».
▪ Одна из лучших советских картин об интеллигенции смогла состояться благодаря Никите Михалкову, который не только поставил фильм и сыграл одну из самых убедительных ролей в своей карьере, но и стал автором сценария вместе с Александром Адабашьяном.
▪ В фильме снялись замечательные актёры: Юрий Богатырёв, Александр Калягин, Олег Табаков, Антонина Шуранова, Елена Соловей.
▪ У фильма богатая фестивальная судьба и множество наград авторитетных кино конкурсов, среди которых премии «Золотой Хьюго» и «Большая золотая раковина».
«Дама с собачкой», 1960 г.https://yandex.ru/video/preview/12056924465248095602
Столичный интеллигент Дмитрий Гуров отдыхает на море в Ялте и знакомится там с молодой женщиной из Саратова. Гуров женат по расчету, Анна Сергеевна замужем по расчету, так что несчастны и он, и она. Дама очень тоскует в своем городе, где вечером даже некуда пойти и надо ложиться спать в девять. Она хороша собой, скромна и наивна, и курортный кавалер быстро завоевывает ее сердце. Завязывается роман, но теперь Анна снова в печали и причитает, что Гуров больше не будет ее уважать. Когда приходит время расставаться, он делает это даже с облегчением, но, вернувшись домой в Москву, неожиданно для себя начинает тосковать по ялтинской любви.
Неторопливая, раздумчивая экранизация одноименного рассказа была поставлена И. Хейфицем в 1960 году. На главную роль режиссер пригласил 30-летнего А. Баталова, который уже был довольно известным актером, хотя в его карьере образ Гурова был всего лишь девятой работой. Его партнершей по фильму стала дебютантка в кино Ия Саввина. Впоследствии она еще несколько раз снималась в экранизациях произведений Чехова и в биографических фильмах о нем. Картина с успехом прошла на советских экранах и прокатилась по нескольким европейским кинофестивалям. Картина участвовала в конкурсе Каннского фестиваля, а на премии Британской киноакадемии была номинирован как лучший фильм года.
«Мой ласковый и нежный зверь», 1978 г.https://yandex.ru/video/preview/16321239797782687187
В имение графа Карнеева приезжает его хороший приятель, судебный следователь Камышев. Во время прогулки по саду он впервые встречает дочь лесника Ольгу, очаровательную девушку, кажущуюся беспечной и наивной. Однако жизнь ее далеко не так прекрасна, как видится господам: ее мать давно погибла от удара молнии, а отец сошел с ума, и денег в семье нет. Поэтому девушка принимает предложение влюбленного в нее управляющего имением Урбенина, хотя самой гораздо больше нравится красавец Камышев. Проблема в том, что ее возлюбленный беден, а девушка намерена раз и навсегда покончить с денежным вопросом.
Молдавский режиссер Эмиль Лотяну поставил фильм по мотивам ранней повести Чехова «Драма на охоте». К этому времени постановщик был уже известен как автор суперпопулярного фильма «Табор уходит в небо». Новая картина тоже стала очень известной, особенную популярность получил вальс, сочиненный композитором Евгением Догой. Довольно скоро музыка зажила своей жизнью, но всё же и сейчас она тесно связана с образом Ольги в исполнении 16-летней Галины Беляевой. Для актрисы эта роль была первой и нежданной: девушка училась в хореографическом училище, когда ее позвали сниматься в кино.
«Палата №6», 2009 г.https://yandex.ru/video/preview/3469479461737228243
В больницу для душевнобольных приходит съемочная группа, чтобы сделать документальное кино о деятельности заведения. Экскурсию проводит молодой доктор Хоботов, который рассказывает об интересных пациентах. В том числе речь заходит и о больном Рагине — он прежде был главврачом этой больницы. Документалистов тут же захватывает история, и они начинают выяснять, как так получилось, что врач стал пациентом. По обрывкам сведений и из рассказов коллег и пациентов складывается более-менее полная картина «сумасшествия» доктора Рагина.
Режиссеры Карен Шахназаров и Александр Гарновский сняли этот фильм в 2008 году по мотивам одноименного рассказа Чехова. Действие перенесено в наши дни, а история подана как документальное кино. При этом все герои говорят словами первоисточника. Это звучит диковато и создает атмосферу всеобщего помешательства сильнее, чем если бы пациенты и врачи бегали, выпучив глаза. Исполнитель главной роли Владимир Ильин получил премии «Ника» и «Святой Георгий» за работу над образом Рагина. Изначально, еще в 1988 году, картину собирались снимать совместно с итальянцами и на главную роль планировали Марчелло Мастрояни , но фильм тогда так и не был запущен в производство.
«Дядя Ваня», 1970 г.https://yandex.ru/video/preview/4561534280615047619
Эту пьесу Антон Павлович создал на основе своей комедии «Леший», написанной в 1889 году. «Дядю Ваню» писатель закончил в 1896-м.
История русских провинциалов и интеллигентов, размышляющих о растраченной попусту жизни, является одним из самых экранизируемых произведений Чехова: существует более 40 кино- и телефильмов по мотивам этой пьесы. Одним из лучших по праву считается «Дядя Ваня»Андрея Кончаловского, вышедший на экраны в 1970 году. Актёрский состав в этой картине сильнейший: главные роли исполнили Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко, Владимир Зельдин и Ирина Мирошниченко. Саундтрек у фильма тоже невероятный — его сочинил композитор Альфред Шнитке.
Интересно, что своим существованием эта экранизация обязана случайной встрече Кончаловского и Смоктуновского. Встретившись на улице Горького в кафе «Мороженое», режиссёр и актёр решили, что снимут фильм именно по этой пьесе. После того разговора Кончаловский сразу же отправился в Госкино, где экранизацию классика охотно утвердили.
В имении Войницких грустят дорогие гости — профессор Серебряков и его молодая жена Елена Андреевна. Им ужасно скучно в деревне, но в городе дорого жить. Фактическая владелица поместья Соня, дочь Серебрякова от первого брака, безнадежно влюблена в местного доктора Астрова, который ее не замечает. Но Астров теперь часто бывает в доме, потому что профессор болен подагрой. Дядя Сони Иван Петрович работает в поместье управляющим и тайно влюблен в жену профессора. Ей это льстит, но не более. В целом, отношения между столичными гостями и обитателями дома натянутые, у всех свои претензии друг к другу и недопонимания.
«Попрыгунья», 1955 г.https://yandex.ru/video/preview/1857381245675055853
Рассказ о супругах Дымовых — талантливом, трудолюбивом и скромном враче Осипе Степановиче и «попрыгунье» Ольге, увлечённой «людьми искусства» и изменяющей мужу, — был впервые опубликован в литературном журнале «Север» в 1892 году. Чехову на момент публикации исполнилось 32.
Молодая жена доктора Дымова Ольга Ивановна известна в кругу деятелей искусства как прелестная талантливая дама, собирающая вечера с участием художников, певцов и писателей. Она всё время находится в поисках выдающихся личностей, которых можно пригласить в свою гостиную. Ольга и сама играет на фортепиано, поет и рисует, пишет стихи и пребывает в полном восторге от себя. На вечера она никогда не зовет других дам, считая их скучными и пошлыми. Однажды артистическая натура отправляется в плавание по Волге, чтобы рисовать пейзажи с натуры, и у нее завязывается роман с художником Рябовским.
Дебютный фильм режиссера Самсона Самсонова, поставленный в 1955 году по одноименному рассказу Чехова, был с интересом встречен публикой. «Попрыгунья» получила Серебряного льва в Венеции и была номинирована на премию «Кубок Пазинетти» — премию итальянских критиков. Наверно, получила бы какую-нибудь статуэтку и в СССР, если бы в Союзе в это время существовали кинонаграды. Главные роли в картине сыграли Сергей Бондарчук и Людмила Целиковская. Причем для 35-летнего Бондарчука в это время самые главные роли были только впереди, а вот 36-летняя Целиковская была популярной и востребованной актрисой в 40-е годы. Роль Ольги Ивановны была одной из последних звездных ее работ, потом она снималась в кино еще на протяжении 30 лет, но ничего такого же яркого уже не попадалось.
«Чёрный монах», 1988 г.https://yandex.ru/video/preview/15595335285640959318
Доктор философии Андрей Коврин приезжает на лето в гости к помещику Песоцкому, владельцу огромного яблоневого сада. Хозяин поместья обожает свой сад, и его дочь Таня всеми силами помогает ухаживать за деревьями. За пять лет, в течение которых гость не видел девушку, она повзрослела и похорошела. Отец мечтает отдать ее за Коврина, надеясь тем самым сохранить сад. Философ вскоре и сам понимает, что хочет быть мужем Татьяны. Все этому очень рады и готовятся к свадьбе с воодушевлением. Есть только одна проблема: Коврин периодически разговаривает с черным монахом, который существует только в его воображении. Монах говорит приятные вещи об избранности и особости молодого человека, и тому настолько приятно это слушать, что галлюцинация является всё чаще и чаще.
Картина, поставленная в 1988 году дебютантом Иваном Дыховичным по одноименной повести, — пожалуй, одна из самых красивых экранизаций Чехова и одновременно самых мрачных и мистических. Она наполнена неожиданными планами, ракурсами, впечатляющими играми с оптикой, которые привносят ощущение ирреальности и тревоги. И если в большинстве других фильмов по Чехову всё внимание сосредоточено на людях, то здесь дом и сад — полноправные участники действия. Неслучайно оператор-постановщик «Черного монаха» Вадим Юсов за свою работу получил приз Венецианского фестиваля и премию «Ника».
При публикации материалов были использованы открытые источники интернет-ресурсов:
- https://blog.okko.tv/selections/i-uvidim-nebo-v-almazakh-10-luchshikh-ekranizatsij-a-p-chekhova#3
- https://www.domkino.tv/news/21510?ysclid=m6c3emkg7e719264951
- https://www.filmpro.ru/materials/35204?ysclid=m6c3gewmyh224428243
- https://rsp-souz.ru/stati/stati/527-45-otechestvennykh-ekranizatsij-a-chekhova.html
- https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Спасибо за внимание!