19 февраля — 200-летие Ушинского Константина Дмитриевича (19.02.1823 – 2.01.1871)
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» / К. Д. Ушинский/
2023 год в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя объявлен Годом учителя, педагога и наставника. Он также посвящён 200-летию со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского, который отмечается 19 февраля.
Константин Дмитриевич Ушинский – прославленный педагог-демократ, писатель, автор научной педагогики в России. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Его любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.
Константин родился в городе Тула в феврале 1823 года. Отца Константина звали Дмитрий Ушинский, он офицер в отставке, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принадлежал к классу мелкопоместных дворян. Мать – Любовь Ушинская (в девичестве Капнист). После того, как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога. В двенадцатилетнем возрасте Константин остался без матери, которую любил безмерно. Обучение Константина изначально проходило на дому. В возрасте 11 лет он начинает обучение в гимназии и поступает в 3 класс. Ее он оканчивает в 17 лет.
Много лет спустя Константин будет с благодарностью вспоминать весь педагогический коллектив гимназии, включая и директора. Ушинский говорил, что они были настоящими педагогами, увлеченными своим делом, и самое важное, беззаветно любили детей. Может быть поэтому, уровень знаний выпускников этой школы был намного выше, чем в аналогичных учебных заведениях других городков. Аттестат об окончании гимназии молодой человек получил в 1840 году. Константина увлекали вольнолюбивые мысли просветителей из Европы, и история декабристов, все это оказалось близко его душе.
После этого Ушинский стал студентом юридического факультета Московского университета. В то время преподавателями этого престижного вуза были выдающиеся профессора, привившие студенту любовь к литературе, философии, праву. В 1844 году юноша окончил основной курс, но остался в магистратуре. В тот период он всерьез заинтересовался вопросами просвещения простого народа, в большинстве своем, не владеющем грамотой. В 1846 году уехал в Ярославль и устроился на работу в Демидовскй юридический лицей. Константин пропагандировал прогрессивные взгляды, и начальство настороженно относилось к передовым настроениям молодого педагога, поэтому за ним негласно надзирали. Ушинский понял, что все попытки что-либо изменить, будут тщетными, и уволился с работы. Чтобы заработать на жизнь, молодой человек начинает заниматься переводами иностранных статей для журналов. Потом он переехал в Петербург, нашел себе место в Министерстве внутренних дел, занял должность простого чиновника. В дальнейшем ему помогают устроиться в Гатчинский Сиротский институт. Он быстро продвигается по службе и за год достигает должности инспектора классов. В институте он находит работы Е. О. Гугеля по педагогике, которые оказывают на него решающее влияние для выбора педагогического пути. Егор Осипович Гугель — выдающийся русский педагог, основоположник российской системы дошкольного воспитания, инспектор классов при Гатчинском Воспитательном доме в 1830-1842 гг, основатель и смотритель Школы для малолетних детей при нём.
Пишет статьи для таких журналов, как «Журнал для воспитания», «Современник», «Библиотека для чтения». В 1859 году переходит работать в Смольный институт Благородных девиц. Там он достигает определенных успехов, добивается объединения «благородных» и «неблагородных» девиц, открывает класс для подготовки воспитательниц, у детей появились каникулы и праздники, а для педагогов он организовал совещания и конференции. В 1862 году его увольняют, и он уезжает за границу. Там он получает хороший опыт в работе с детьми, преподавая как в школах, так и в детских садах.
Первые книги «Детский мир» и «Родное слово» он пишет, пребывая за границей. 1868 году, когда он уже 8 лет проживает в России, в печати появляется начало его главной работы «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». В зрелости активно занимался общественной деятельностью.
Константин Ушинский умер в возрасте 47 лет в декабре 1870 году после осложнений от простудного заболевания. Это печальное событие случилось в Одессе. Местом вечного упокоения Константина Ушинского стал Киево-Выдубицкий монастырь. Сейчас комплекс входит в епархию Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.
Виртуальная газета «Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского»
Информационно-библиографическое пособие «Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования»
Благодарим за просмотр!