Литературная гостиная «Отзвуки века джаза» (125 лет со дня рождения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда)

Уважаемые читатели!

24 сентября исполняется 125 лет со дня рождения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — безусловного классика американской и мировой литературы ХХ века, одного из главных представителей «потерянного поколения», а также голоса, певца и во многом создателя такого уникального явления американской культуры, как «век джаза». Всего за 44 года жизни Фицджеральд создал важнейшие произведения своего времени, в которых он наилучшим образом отразил Америку 20-х годов. Фицджеральд был символом той эпохи — больше, чем просто писателем. Однако, несмотря на глубокую и сильную связь с тем временем (а он был, конечно, автором своего времени), Фицджеральд в то же время и перерос ту эпоху, и поэтому сегодня, спустя более 80 лет после смерти писателя, его продолжают читать, обсуждать и любить во всем мире.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд


Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент-Поле в семье неудачливого бизнесмена. Но благодаря дедушке по материнской линии, иммигранту-ирландцу, сколотившему состояние на торговле бакалейными товарами, в деньгах не нуждался и получал образование в престижных учебных заведениях. Во время учёбы Фицджеральд не отличался блестящим умом, а накануне выпускных экзаменов из Принстонского университета и вовсе ушёл добровольцем в армию, потому что понимал, что этих экзаменов ему не сдать. Однако в своей будущей карьере юноша не сомневался — он всегда хотел стать писателем. И если для его знаменитого современника и друга Эрнеста Хемингуэя главной темой творчества оказалась война, автор «Великого Гэтсби» для вдохновения избрал тему американской мечты и её крушения. Именно в армии с Фицджеральдом произошли два самых важных события в его жизни: он написал свой первый роман и познакомился с будущей женой, 17-летней блондинкой Зельдой Сейр. «Я был от неё в восторге и сразу пошёл в атаку. Она была самой прекрасной девушкой, которую я видел в своей жизни. Я сразу же понял, что она просто должна стать моей», — позже вспоминал Фицджеральд. Однако отец возлюбленной, судья штата Алабама, не хотел выдавать свою дочь за несостоявшегося юношу и сделал всё, чтобы расторгнуть помолвку.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд с женой Зельдой

В самый подходящий момент сбылась «американская мечта» Фицджеральда: знаменитый редактор Марк Перкинс помог начинающему писателю опубликовать роман «По эту сторону рая». Как и ожидал Перкинс, критики и вся читающая публика оказались в восторге от прочитанного, ведь тема книги была вызывающе актуальна — горечь бесперспективности существования американской молодёжи в послевоенный период. Немногим писателям удалось испытать столь внезапный и шумный успех: ещё вчера Фицджеральд был никому не известным провинциалом, а сегодня перед ним открывалась дорога в мир большой литературы. Уже через месяц после публикации «По эту сторону рая» Фицджеральд смог, наконец, устроить личную жизнь — он женился на возлюбленной и переехал жить в один из самых дорогих отелей Нью-Йорка. Так началась «двойная жизнь» писателя, в которой он совмещал напряжённую литературную работу с бесшабашной жизнью… Фрэнсис и Зельда жили настолько красиво и широко, что светская хроника называла их принцем и принцессой своего поколения. Более того, молодая парочка постоянно привлекала к себе внимание эпатажными выходками: то они прокатятся по Манхэттену на крыше такси, то искупаются в фонтане, то придут голыми в театр. Вся нью-йоркская богема была в курсе их личной жизни — на фоне чрезмерного потребления алкоголя Фрэнсис и Зельда регулярно устраивали на публике сцены ревности. И хотя писатель часто задумывался о своём поведении: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов», он продолжал вести шумную и легкомысленную жизнь. С каждым годом супруги тратили всё больше денег, для чего Фицджеральду требовалось всё чаще публиковать свои произведения. Не секрет, что его мучила совесть, ведь в поисках лёгких денег он был вынужден идти на компромиссы с издателями и снижать художественную ценность своих рассказов. Но даже в таких условиях Фицджеральду удалось создать роман «Великий Гэтсби», который и сегодня считается шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза».

Одним из немногочисленных достойных произведений Фицджеральджа после «Великого Гэтсби» стал роман «Ночь нежна», где он продолжал тему губительной власти богатства. Но на новые откровения в литературе у автора больше не было сил — в его жизнь пришла беда. Зельда, которую Фицджеральд всегда любил за лёгкую «безуминку» в глазах, заболела острой формой шизофрении. И чтобы оплатить дорогостоящее лечение жены, писатель был вынужден трудиться ещё больше: «Теперь я буду писать дешёвые произведения, пока не наберу достаточно денег, чтобы взяться за следующий роман. Не в моей власти снизить материальный уровень нашей жизни». Талантливый автор забросил серьёзные литературные формы и начал сочинять рассказы для модных журналов и киносценарии для Голливуда, из-за чего даже его друг Эрнест Хемингуэй упрекал его. А сам Фицджеральд стал обвинять в своих несчастьях Зельду. «… Потом моя мечта разбилась, в один прекрасный день, когда я всё-таки решил жениться на твоей матери, хотя и знал, что она была избалована и не подходила для меня. Я сразу же раскаялся, что женился на ней, но в те дни я был терпелив и не сдался, научившись любить её по-новому. Родилась ты, и долгое время в нашей жизни было довольно много счастья. Но мне приходилось разрываться надвое — она хотела, чтобы я работал для неё, а не для моей мечты», — писал он в одном из писем своей единственной дочери. С каждым днём Фицджеральд всё чаще заглушал горечь несчастья вином, но это продолжалось недолго. В возрасте 44 лет он умер от сердечного приступа. Зельда погибла во время пожара в одной из психиатрических клиник, на восемь лет пережив мужа. А незадолго до смерти автор «Великого Гэтсби» сам сравнивал себя с разбитой тарелкой, осознавая, что потерпел фиаско и в личном, и в профессиональном плане.

Первые фильмы по мотивам произведений Фрэнсиса Скотта Фицджеральда вышли еще в «бурные» двадцатые годы, и большинство из них не сохранилось (в том числе и первая экранизация «Великого Гэтсби» 1929 года). Картины эти не были шедеврами и не оставили хоть какого-то заметного следа в истории кинематографа.

Но уже во второй половине XX века голливудские режиссеры и продюсеры вновь обратили внимание на творческое наследие Фицджеральда, ведь его произведения (что есть — то есть) очень кинематографичны и прямо-таки просились на большой экран. В итоге получились не просто очередные поделки Фабрики грез, а настоящие произведения искусства, которые замечательно передали атмосферу книг великого писателя. Нынешнее столетие также порадовало нас вполне достойными лентами.

Лучшие из них вспоминаем в день рождения писателя.

Спасибо за внимание!