![](http://abonement.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/7/2021/09/1-700x350.png)
Уважаемые читатели!
24 сентября исполняется 125 лет со дня рождения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — безусловного классика американской и мировой литературы ХХ века, одного из главных представителей «потерянного поколения», а также голоса, певца и во многом создателя такого уникального явления американской культуры, как «век джаза». Всего за 44 года жизни Фицджеральд создал важнейшие произведения своего времени, в которых он наилучшим образом отразил Америку 20-х годов. Фицджеральд был символом той эпохи — больше, чем просто писателем. Однако, несмотря на глубокую и сильную связь с тем временем (а он был, конечно, автором своего времени), Фицджеральд в то же время и перерос ту эпоху, и поэтому сегодня, спустя более 80 лет после смерти писателя, его продолжают читать, обсуждать и любить во всем мире.
![](https://everipedia-storage.s3.amazonaws.com/ProfilePicture/en/F._Scott_Fitzgerald__435d28/F_Scott_Fitzgerald_1921.jpg__56338.jpeg)
Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент-Поле в семье неудачливого бизнесмена. Но благодаря дедушке по материнской линии, иммигранту-ирландцу, сколотившему состояние на торговле бакалейными товарами, в деньгах не нуждался и получал образование в престижных учебных заведениях. Во время учёбы Фицджеральд не отличался блестящим умом, а накануне выпускных экзаменов из Принстонского университета и вовсе ушёл добровольцем в армию, потому что понимал, что этих экзаменов ему не сдать. Однако в своей будущей карьере юноша не сомневался — он всегда хотел стать писателем. И если для его знаменитого современника и друга Эрнеста Хемингуэя главной темой творчества оказалась война, автор «Великого Гэтсби» для вдохновения избрал тему американской мечты и её крушения. Именно в армии с Фицджеральдом произошли два самых важных события в его жизни: он написал свой первый роман и познакомился с будущей женой, 17-летней блондинкой Зельдой Сейр. «Я был от неё в восторге и сразу пошёл в атаку. Она была самой прекрасной девушкой, которую я видел в своей жизни. Я сразу же понял, что она просто должна стать моей», — позже вспоминал Фицджеральд. Однако отец возлюбленной, судья штата Алабама, не хотел выдавать свою дочь за несостоявшегося юношу и сделал всё, чтобы расторгнуть помолвку.
![](https://r4.mt.ru/r20/photo8764/20770950895-0/jpg/bp.jpeg)
В самый подходящий момент сбылась «американская мечта» Фицджеральда: знаменитый редактор Марк Перкинс помог начинающему писателю опубликовать роман «По эту сторону рая». Как и ожидал Перкинс, критики и вся читающая публика оказались в восторге от прочитанного, ведь тема книги была вызывающе актуальна — горечь бесперспективности существования американской молодёжи в послевоенный период. Немногим писателям удалось испытать столь внезапный и шумный успех: ещё вчера Фицджеральд был никому не известным провинциалом, а сегодня перед ним открывалась дорога в мир большой литературы. Уже через месяц после публикации «По эту сторону рая» Фицджеральд смог, наконец, устроить личную жизнь — он женился на возлюбленной и переехал жить в один из самых дорогих отелей Нью-Йорка. Так началась «двойная жизнь» писателя, в которой он совмещал напряжённую литературную работу с бесшабашной жизнью… Фрэнсис и Зельда жили настолько красиво и широко, что светская хроника называла их принцем и принцессой своего поколения. Более того, молодая парочка постоянно привлекала к себе внимание эпатажными выходками: то они прокатятся по Манхэттену на крыше такси, то искупаются в фонтане, то придут голыми в театр. Вся нью-йоркская богема была в курсе их личной жизни — на фоне чрезмерного потребления алкоголя Фрэнсис и Зельда регулярно устраивали на публике сцены ревности. И хотя писатель часто задумывался о своём поведении: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов», он продолжал вести шумную и легкомысленную жизнь. С каждым годом супруги тратили всё больше денег, для чего Фицджеральду требовалось всё чаще публиковать свои произведения. Не секрет, что его мучила совесть, ведь в поисках лёгких денег он был вынужден идти на компромиссы с издателями и снижать художественную ценность своих рассказов. Но даже в таких условиях Фицджеральду удалось создать роман «Великий Гэтсби», который и сегодня считается шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза».
![](https://r3.mt.ru/r17/photo7E43/20587514306-0/jpg/bp.jpeg)
Одним из немногочисленных достойных произведений Фицджеральджа после «Великого Гэтсби» стал роман «Ночь нежна», где он продолжал тему губительной власти богатства. Но на новые откровения в литературе у автора больше не было сил — в его жизнь пришла беда. Зельда, которую Фицджеральд всегда любил за лёгкую «безуминку» в глазах, заболела острой формой шизофрении. И чтобы оплатить дорогостоящее лечение жены, писатель был вынужден трудиться ещё больше: «Теперь я буду писать дешёвые произведения, пока не наберу достаточно денег, чтобы взяться за следующий роман. Не в моей власти снизить материальный уровень нашей жизни». Талантливый автор забросил серьёзные литературные формы и начал сочинять рассказы для модных журналов и киносценарии для Голливуда, из-за чего даже его друг Эрнест Хемингуэй упрекал его. А сам Фицджеральд стал обвинять в своих несчастьях Зельду. «… Потом моя мечта разбилась, в один прекрасный день, когда я всё-таки решил жениться на твоей матери, хотя и знал, что она была избалована и не подходила для меня. Я сразу же раскаялся, что женился на ней, но в те дни я был терпелив и не сдался, научившись любить её по-новому. Родилась ты, и долгое время в нашей жизни было довольно много счастья. Но мне приходилось разрываться надвое — она хотела, чтобы я работал для неё, а не для моей мечты», — писал он в одном из писем своей единственной дочери. С каждым днём Фицджеральд всё чаще заглушал горечь несчастья вином, но это продолжалось недолго. В возрасте 44 лет он умер от сердечного приступа. Зельда погибла во время пожара в одной из психиатрических клиник, на восемь лет пережив мужа. А незадолго до смерти автор «Великого Гэтсби» сам сравнивал себя с разбитой тарелкой, осознавая, что потерпел фиаско и в личном, и в профессиональном плане.
![](http://abonement.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/7/2021/09/2-700x350.png)
![](http://abonement.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/7/2021/09/3-700x350.png)
Первые фильмы по мотивам произведений Фрэнсиса Скотта Фицджеральда вышли еще в «бурные» двадцатые годы, и большинство из них не сохранилось (в том числе и первая экранизация «Великого Гэтсби» 1929 года). Картины эти не были шедеврами и не оставили хоть какого-то заметного следа в истории кинематографа.
Но уже во второй половине XX века голливудские режиссеры и продюсеры вновь обратили внимание на творческое наследие Фицджеральда, ведь его произведения (что есть — то есть) очень кинематографичны и прямо-таки просились на большой экран. В итоге получились не просто очередные поделки Фабрики грез, а настоящие произведения искусства, которые замечательно передали атмосферу книг великого писателя. Нынешнее столетие также порадовало нас вполне достойными лентами.
Лучшие из них вспоминаем в день рождения писателя.
Спасибо за внимание!