День памяти А. С. Пушкина «Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений!»

      Комментарии к записи День памяти А. С. Пушкина «Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений!» отключены
Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 — 10.02.1837)

Вспоминая А. С. Пушкина…

«Читайте Пушкина, друзья! 
И думайте над каждым словом 
Не прочитать его нельзя 
А, прочитав, вернитесь снова! «

Пушкин — величайший гений России; он основатель нашей национальной литературы, которой в конце XIX века суждено было стать мировой, — все это давно стало бесспорной истиной. Но Пушкин более этого: он наше «солнце», лучи которого освещают и согревают каждое русское сердце. Он «наше все», как сказал Достоевский. Он входит в жизнь каждого из нас, как самый близкий, самый любимый друг. Именно в любви, которую он излучает из себя и возбуждает в нас, тайна его гения и залог бессмертия. Мы учимся у него, восхищаемся им» но прежде всего и больше всего мы любим его. Это чувство выразил Тютчев в двух простых строчках:

«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!»

Александр Сергеевич Пушкин  — основоположник русской реалистической литературы и русского литературного языка.  Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней. Пушкин является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть бесценного сплава звуков, чувств и мыслей не дано никому. Это и есть та тайна, ради которой пишутся стихотворения, сочиняются музыкальные произведения. Разгадывая ее, совершенствуется человек. В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера.  «В нем русская душа, русский характер», — писал Гоголь.

Его лирические герои отражают действительность современности даже двадцать первого века, а поднятые проблемы находят отклик у читателей сегодняшних дней. Особенность творческого наследия Александра Сергеевича состоит в том, что его работы не предназначены лишь для узкого возрастного круга. Дети с рождения знакомятся с его знаменитыми сказками: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». Подростки с упоением читают «Онегина», «Дубровского», «Капитанскую дочку». А взрослые возвращаются все к тем же произведениям, но уже совсем по-другому воспринимают содержание и видят то, чего не замечали раньше.

Он перешагнул через классицизм и романтизм, гражданский сентиментализм, вывел русскую литературу на новый уровень. А. С.  Пушкин создал первый роман в стихах «Евгений Онегин», писал газетные статьи, очерки, эпиграммы, элегии. Поначалу, когда Пушкин учился в Лицее, его стиль был игривым и беспечным, с присущим ему легким задором. Но время не стоит на месте, поэт развивался, открывались и новые грани таланта. В его стихотворениях нашли свое отражение многие проблемы государственного устройства Российской империи. Произведения Пушкина содержат в себе описание всех сословий общества: дворянского, крестьянского, буржуазного, их обычаев, нравов, интересов. Антитеза власть-народ ярким огнем освещает все проблемы общества в таких произведениях, как «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и других.

Поэзия А. С. Пушкина являет собой великолепный образец гражданственности, на который ориентировались многие русские писатели. Призвание литературы Александр Сергеевич видел в духовно-нравственном воспитании человека. «Проза требует мыслей и мыслей» — в каждом произведении Пушкин оставлял часть себя, вкладывая чувства, обличая несправедливость, описывая величие и благородство человека — единственного творца истории. Поэт стал образцом реалистического метода и стиля, создав образы «лишнего» и «маленького» человека.

Но поэт дорог нам не только потому, что он был певцом «вольности святой».   А как богата и волнующа  любовная лирика Пушкина: «Я вас любил…», «Заклинание», «Мадонна» — все эти стихотворения способны достучаться до глубины души. Пушкин стал лирическим эхом эпохи. В лирике его — богатая духовная жизнь. Каждому человеку знакомо:

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
 Как гений чистой красоты».

Нежные, музыкальные слова волнуют человеческую душу. Это произведение, посвященное любви стоит в ряду самых лучших образцов любовной лирики, прославляющей высокое человеческое чувство. Многие строки пушкинских стихотворений, объединенных этой темой, стали словами романсов:

«Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем».

Пушкин свято верил в любовь и дружбу, оставался преданным старым друзьям. Посвящения Дельвигу, Чаадаеву, Пущину и многим другим занимают особое место в пушкинском наследии. Поэт не боится признаться в дружеских чувствах к сосланным декабристам. Вот строки из стихотворения «И.И. Пущину»:

«Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил».

Лирика любви и дружбы пленяет своей искренностью, нежностью, чувством глубокого сопереживания: «В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота — самая чистая и звонкая. В ней — душа народа, в ней русский дух, в ней животворящая святыня памяти», — писал С. Гейченко. Сейчас мы радуемся народному пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесенной, наслаждаемся любым произведением, им написанным. В нашу эпоху особенно глубоко раскрылось национальное и всемирное значение творчества великого сына России. Поэзия его созвучна поэзии нашей эпохи. И мы, его потомки, говорим, что Пушкин был всегда, есть и будет незакатным солнцем поэзии человечества.

Виртуальная экскурсия «В гостях у Пушкина»

Дорогие друзья!

Хотели бы вы побродить по аллеям парка, где бегал маленький Саша Пушкин под неусыпным взором Арины Родионовны? Как вам идея посетить имение, где жила Анна Керн — тот самый «гений чистой красоты»? Интересно бы вам было заглянуть в дом поэта в Болдине, где из-под его пера вышли «Повести Белкина» и последние главы «Евгения Онегина»? Тогда  приглашаем вас в путешествие по пушкинским местам! К счастью, многие памятные места, где жил и работал поэт, сегодня превращены в активно работающие музеи с богатыми экспозициями. Посетить их будет интересно и взрослым, и детям, и филологам, и людям, далёким от литературы.

В разных городах России и мира установлены десятки памятников Пушкину. Музеи, посвящённые жизни и творчеству поэта, имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Пушкиногорском районе, Новгороде, Торжке, Киеве, Кишинёве, Гурзуфе, Одессе, Вильнюсе, в Бродзянах (Словакия) и других городах. Именем Пушкина названы бывший город Царское Село и ряд других населённый пунктов.

В июне 1979 года на нижегородской земле проходил 13-й Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. Центральным событием праздника в Болдине стало открытие памятника А.С. Пушкину работы народного художника РСФСР скульптора Олега Комова и архитектора Нины Комовой. Пушкин запечатлен в момент творческих раздумий, не совсем привычным. Поэт сидит на скамье в легкой рубашке, будто прервал ненадолго работу, чтобы насладиться красотой болдинской осени. Еще минута и он снова сосредоточен, с головой погружен в свои мысли… мысли великого гения.
Литературовед И.Л. Андроников: «Это великолепно по образу, по пластике, по настроению, которое внушает он, по той тишине, которую устанавливает вокруг себя».

 Итак, предлагаем вам отправиться в онлайн-путешествие по пушкинским местам, перейдя по ссылке https://www.culture.ru/themes/491/priyut-spokoistviya-trudov-i-vdokhnovenya-5-pushkinskikh-mest-v-rossii

Интересные факты пушкинской биографии «Всё ли мы знаем о Пушкине?»

В 20-е годы ХХ века Сергей Гессен (1903-1937) и Лев Модзалевский (1902-1948) издали книгу «Разговоры Пушкина», пытаясь восполнить некий пробел в его жизни в части того, что у Пушкина не было  своего личного секретаря, который записывал бы за ним каждое его слово, как это было с Гёте и Львом Толстым. Полистаем эту необычную книгу. Вот уж кто был мастером игры слов! Недаром он однажды воскликнул о самом себе: «Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын!» Правдивы ли эти истории или нет, сказать нельзя. Может быть, это легенды. Но даже если это легенды, то они настолько «пушкинские», что не верить им нельзя.

Гессен, С. Я. Разговоры Пушкина /собрали Сергей Гессен и Лев Модзалевский. – Москва: Федерация, 1929. – 310 с.

Книгу можно почитать по ссылкам http://pushkin-lit.ru/pushkin/bio/razgovory-pushkina/1811-1820-gg.htm ; https://www.prlib.ru/item/361619

Пушкин и иностранные языки. Французский он знал в совершенстве. А с немецким не получалось. «Выучусь ему, — говорил он, — и опять забуду. Случалось уже не раз».

Пушкин и хороший тон. Князь*** спрашивает поэта за ужином: «А как вам кажется это вино?» — «Ничего, кажется, вино порядочное». — «А поверите ли, что, тому шесть месяцев, нельзя было и в рот его брать». — «Поверю».

Пушкин и дружба. Поэта порой упрекали, что стихи друзей, Дельвига и Баратынского, он преувеличенно хвалит. «Дружбу сотворил Бог, — отвечал Пушкин, — а литературу состряпали мы».

Пушкин и деньги. Как-то в ресторане граф Завадовский, намереваясь уколоть Пушкина, сказал: «Однако, Александр Сергеевич, туго набит у вас бумажник!» «Да, я богаче вас, — отвечал поэт, — вам приходится иной раз проживаться и ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный с тридцати шести букв русской азбуки (в дореформенном русском алфавите было не 33, а 36 букв)».

Пушкин и гордость поэта. Однажды он принес для альбома Елизаветы Ушаковой свои стихотворения. На ее вопрос, почему они без подписи, поэт возмутился: «Так вы находите, что под стихами Пушкина нужна подпись?!»

Пушкин-критик. Однажды поэту предложили написать критическую статью о романе Ф.В. Булгарина. Он отказался: «Чтобы критиковать книгу, надобно ее прочесть, а я на свои силы не надеюсь».

Пушкин и писательская ревность. В 1818 году юный Пушкин явился к Павлу Катенину, который был старше его почти на семь лет и уже опубликовал баллады «Наташа», «Ольга», «Леший», «Убийца». Они вызвали большой интерес и обсуждались как нечто революционное в поэзии в сравнении с «карамзинистами». Пушкин протянул ему свою трость и сказал: «Я пришел к вам как Диоген к Антисфену: побей — но выучи». Эта история известна. Менее известна другая. Когда умирал дядя Пушкина, поэт Василий Львович Пушкин, он за четверть часа до кончины взял в руки «Литературную газету», где Катенин печатал длинные статьи. «Как скучен Катенин!» — задыхаясь, сказал Василий Львович. Пушкин шепнул родным и друзьям: «Господа, выйдемте, пусть это будут последние его слова».

Пушкин об уме. «Я такого мнения, что на свете дураков нет. У всякого есть ум, мне не скучно ни с кем, начиная от будочника и до царя». Удивительные слова! Сказать такое мог только очень умный человек! Недаром Николай I после первой беседы с Пушкиным сказал графу Блудову: «Знаешь, я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России».

Пушкин и принципы. Незадолго до кончины Пушкин говорил одному из друзей: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются».

По свидетельству В.И. Даля, последними словами Пушкина были: «Тяжело дышать, давит…» В статье «О назначении поэта» (1921) Александр Блок увидел в них особый смысл. «Пушкина… убила вовсе не пуля Дантеса, — писал он. — Его убило отсутствие воздуха». Смысл вроде бы понятен. Пушкин погиб в «безвоздушном» пространстве, окруженный «чернью», «толпой». Так это и понимают обычно. Но вот последняя запись в дневнике самого Блока была такая: «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди». Это медицинский случай; трудно дышать из-за сердечной недостаточности. Но поэт и перед смертью поэт. «Сердце заняло полгруди…» Каждое слово поэта на вес золота!

Благодарим за просмотр!

Материалы взяты из открытых интернет-источников