1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе русским первопечатником диаконом Иваном Федоровым была издана первая русская печатная книга – «Апостол», именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник – День православной книги.
Этот праздник появился по предложению патриарха Кирилла, высказанному им в ноябре 2009 года на заседании Издательского совета Русской православной церкви. 25 декабря 2009 года было принято решение о праздновании Дня православной книги 14 марта, тогда же Синодом была установлена Патриаршая литературная премия.
В чем смысл этого праздника? Напомнить о том, о чем мы не думаем в ежедневной суете: о том, что забывая о книгах, мы внутренне себя обкрадываем, что книга необходима не только для отдельного человека, но и для народа, что разрушение культуры, после чего исчезает и сам народ, начинается с потери привычки к чтению, что книги –- это инвестиции в жизнь и будущее наших детей, инвестиции добра, мудрости, терпения, любви, умения слушать и понимать другого человека. День православной книги был учрежден также для того, чтобы мы задумались о своем отношении к книге, научились выбирать книги, полюбили чтение и через это замечательное действо формировали себя нравственно чистыми, интеллектуально сильными, физически здоровыми, любящими свою страну, любящими свой народ.
«Апостол» — первая датированная печатная книга на Руси
Дата праздника — 14 марта — выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 году в нашей стране увидела свет первая печатная книга «Апостол», а имя первопечатника диакона Ивана Федорова хорошо известно многим со школьной скамьи. «Апостол» был напечатан в первой русской типографии, устроенной с благословения митрополита Макария в 1553 году в Москве в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Книга напечатана «старопечатным» стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI века.
Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских. Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки! Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. «Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным — киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу — тонкую и прочную. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. В книге 534 страницы, на каждой — 25 строк.
60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. «Возлюбленный и чтимый русский народ, — обращался Федоров к читателям «Апостола». – Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью…» Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был не случаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах. «Апостол» — это и богослужебная книга, которая поныне используется в любом православном храме, и вместе с тем она предназначена для домашнего христианского чтения. Как в те времена, так и сегодня благочестивые люди читают ее дома.
Обзор «Книги, несущие добро»
Как среди множества выбрать ту, которая оставит след в душе, запомнится на всю жизнь, укажет верный путь, обогатит твой внутренний мир? Многие люди обращаются сейчас к православной литературе. Это замечательные произведения, в которых нет зла, насилия, жестокости. Православные писатели хотят донести до нас евангельское слово в доступной и понятной форме. Добро и зло, любовь и прощение, милосердие и забота о ближних — вот что составляет содержание этих книг.
Благодарим за просмотр!
Материал взят из открытых интернет источников